Библейские чтения: 2Царств 23; Иеремия 26; Римлянам 15,16.
Библия призывает нас «выйти из мира и отделиться». Отделение от мира должно стать отличительной чертой нашего служения и важным аспектом наших взаимоотношений с Господом Иисусом Христом. Как мы знаем, в практическом отношении нам всё равно приходится оставаться в мире, а потому для нас встает вопрос о том, что именно означает призыв «выйти» из него? Куда мы должны отправиться? Нам хорошо известно, что мир воздействует на нас через искушения, через разного рода отвлечения и посредством возводимых им на нашем пути препятствий. Мудрость состоит в том, чтобы сопротивляться этому воздействию и отвергать его. Важно будет, однако, иметь нечто такое, чем можно заполнить отвергнутые нами по «выходу из мира» вещи и понятия.
Призыв Бога
Этот принцип можно продемонстрировать на примере народа Израилева. Бог отделил его от всех других народов земли. Они были словно «вызваны» Богом из числа народов для того, чтобы стать Его «…уделом из всех народов… царством священников и народом святым» (Исход 19:3-6). Три раза в этом отрывке Бог говорит израильтянам о том, что они должны отделиться «для Меня». И когда они отделились, то тем самым посвятили себя Богу. Слова, звучавшие в их адрес раз за разом, выглядели так: «…будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Левит 20:7). Единение же с миром и попытки подражать окрестным народам означали отречься от заключенного Завета. Отделение от мира вменялось в обязанность каждому израильтянину.
Что такое святость?
Святость – это духовное качество. Как и Израиль, мы тоже вступили в священный завет, лично ответив на призыв «выйти и отделиться». Но что означает быть «святым»? Понятие святости может быть применено к следующему:
- К людям – например, к народу Израилеву;
- К тому или иному месту – например, Моисею, приблизившемуся к горевшему огнем кусту, было повелено: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:5);
- К вещам – Иисус в своей Нагорной проповеди сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матфей 7:6);
- К временам и периодам – Израилю, например, было сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20:8). Этот день был освящен Богом.
Основная мысль, передаваемая такими понятиями как святость и освящение, заключается в том, чтобы отделять и ставить особняком. Святое и освященное всегда принадлежит Богу, идет ли речь о человеке, о месте, о предмете или о времени.
Святость Божья
Бог свят. В каком бы Он ни был месте, где бы ни повстречался с нами и кого бы ни избрал на служение Себе – всё это становится святым. Святое и Святое Святых в скинии и Храме назывались так по той причине, что являлись местом Его присутствия. Если Бог обитает в каком-либо сооружении, то оно всегда становится святым. Поэтому, когда Павел писал в 1Кор. 3:16 и 2Кор. 6:16 о том, что экклесия являет собой храм Живого Бога, то он добавил и предупреждение, что если какой-нибудь человек осквернит этот храм Божий, то Бог погубит его, ибо сей храм свят.
Взгляды одного из первых христадельфиан
Брат Роберт Робертс однажды написал в своей проповеди такие слова: «Святость – это состояние чистоты, а чистота – это отсутствие всего того, что, согласно Закону Божьему, ведет к духовному осквернению. Если Бог повелевает что-либо, то это всегда правильное и верное. Если Он что-то запрещает, то подвергшееся запрету является неправильным. Свято то, что Он называет чистым, а запрещаемое Им – порочно. Не существует иного закона праведности, чем этот». Но как нам узнать, одобряет ли Бог то или это? Мы рождаемся с несовершенным и нечистым разумом, а потому и не можем достоверно рассуждать о таких вещах.
Урок, который преподносит Закон
Как и древний Израиль, мы имеем дело с Богом, который не изменяется со временем. Его призыв к святости актуален и по сей день, потому что Он – свят. В Исаии 43:3 Он говорит: «Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев». Отрывок в книге Левит 20:7,8 показывает нам, как мы можем достичь святости: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас». Эти два стиха находятся в центре отрывка, посвященного омерзительным и аморальным делам народов, которые жили по соседству с Израилем. Если человек начинал ходить этими нечестивыми путями, то они очень быстро уводили его прочь от Бога. Согласно повелению Моисея, данному в книге Левит 20:8, народу Божьему надлежало освящать себя посредством соблюдения и исполнения Его постановлений. В послушании Божьим заповедям обнаруживается лучшее противоядие растлению, которое мир вносит в нашу жизнь посредством разного рода похотливых вожделений (2Петра 1:4).
Имя Божье
Иисус начинает молитву «Отче наш» со следующих слов: «Да святится имя Твое» (Матфея 6:9). Памятное имя Бога было объявлено Моисею в Исходе 34:6,7. Оно сочетает в себе славу и милость, и провозглашает также Его святость. Бог открыл Моисею, что Он дарует Свою милость грешникам в том, что прощает их. Милость, таким образом, является одной из черт Божьего характера. Когда мы получаем прощение, то тем самым проходим через отделение или освящение. В некоторых случаях, однако, Бог сохраняет за человеком его вину. Это неизбежно происходит тогда, когда люди отказываются признать свою нужду в прощении. В Исаии 57:15 пророк пишет о Том, который есть «Высокий и Превознесенный, имя Его свято… Он обитает с тем, кто исполнен сокрушенного и смиренного духа» (Перевод Короля Иакова). Только сокрушенные духом и смиренные мужчины и женщины могут стать обителями, в которых поселится Бог. Гордые же люди, считающие, что они вполне могут обойтись без Него, никогда не достигнут святости.
Что можно сказать о нас самих?
Принимая крещение, мы тем самым отделяемся на посвящение Богу. Мы становимся народом освященным, подобно тому как это должно было иметь место в случае с Израилем. Воля Божья о нас заключается в том, чтобы мы освятились, потому что лишь при таком условии для нас станет возможно искупление (1Кор. 1:30). Мы становимся Израилем Божьим (Галатам 6:16). По этой причине у нас возникает необходимость отделиться от людей сего мира через оставление свойственных им путей. Они нарушают данные ими брачные обеты, лгут окружающим, не чураются мошенничества, исполняются ненависти и думают прежде всего о себе. Когда Павел обращается к коринфянам со страниц своего послания, он советует им воздерживаться от того, чтобы заводить себе друзей в мире (2Кор. 6:14-18). Также и в 7:1 он говорит: «Итак… очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Каким же образом мы можем очиститься и освободиться от немощи, которая свойственна плоти и присуща человеческому духу? Для этого нам необходимо рассмотреть величайший из всех примеров – пример Иисуса.
Пример Иисуса
Иисус жил среди людей и общался с грешниками, но при этом никогда не совершал грехов, творимых ими. Он был святым, непричастным злу, и отделенным от путей грешников (Евреям 7:26). Их образ жизни был неспособен осквернить его, безупречного Агнца, не имевшего в себе никакого порока. Этот совершенный пример Иисуса запечатлен на страницах Библии с тем, чтобы вдохновлять нас на следование за ним. И теперь мы вспоминаем его хлебом и вином – святого служителя Божьего, исполнившего волю своего Отца даже до крестных мук.
Вик Окотт (5.08.2018г.)