Библейские чтения: 1 Царств 20; Исаия 64 и Матфея 9.
В Матфея 9 мы читаем о том, как был призван Матфей, которого также звали Левий. Перед рассказом о призвании Матфея мы читали об одной из таких важных ролей Иисуса как «врач». И это неудивительно, потому что и в главе 8, и в главе 9 Матфея описываются несколько чудес исцеления, совершенные Иисусом. В этой проповеди мы как раз и поговорим об этой роли Иисуса.
Детали описаны в Матфея 9:9 – Матфей сидел «у сбора пошлин». Матфей был сборщиком пошлин, он собирал деньги, которые люди платили в виде налогов римскому правительству. Из исторических источников того времени известно, что Римская империя предлагала выкупать права на сбор пошлин. Определенную сумму сборщик пошлин должен был внести в имперскую казну, а то, что сверху, он забирал себе. Можно представить себе, к какой порочной практике могла привести такая система, а профессия сборщика пошлин могла быть очень доходной! Понятно, что мытарей ненавидели евреи соотечественники, потому что те работали на римлян и выступали в роли коллаборантов.
После того, как Иисус призвал Матфея в число своих учеников, тот организовал обед (стих 10), на котором Иисус ел вместе с мытарями и грешниками. Фарисеи были удивлены и спрашивали учеников Иисуса (стих 11): «Для чего учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» То есть они спрашивали: «Как может достойный человек, к тому же учитель, пойти в гости к мытарям и грешникам?» Иисус, услышав этот вопрос, ответил, что он пришел исцелять больных, то есть приводить грешников к покаянию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (стихи 12-13). Это одна из целей служения Иисуса, описанная в Евангелии.
Этот разговор был прямым результатом призвания Матфея – Иисус лично призвал Матфея стать одним из его учеников. В ответ на призыв Иисуса Матфей встал и последовал за ним. Он признал, что является грешником и поэтому говорит своим читателям, что все, кто последует за Иисусом, тоже должны признать свою греховность. Иисуса не интересовали так называемые «праведники», т.е. те, которые выглядят праведниками – он хочет привести к спасению грешников. Иисус призывал грешников, принимал их, призывал их покаяться и уйти от греха. Конечно, люди, последовавшие за Иисусом, чем-то жертвовали. Например, Матфей оставил свою прибыльную работу сборщика пошлин. Другие его ученики раньше были рыбаками, они зарабатывали деньги ловлей и продажей рыбы. Решение следовать за Иисусом значило начало новой жизни во Христе. В наших обстоятельствах мы должны сделать то же самое и последовать за ним.
Иисус заявлял, что он врач, который может исцелять больных с помощью Божьего Святого Духа. В главе 9 Матфея описаны пять чудес, четыре из которых являются чудесами исцеления и одно связано с возвращением к жизни. Эти чудеса плюс те, которые описаны в Матфея 8, составляют третью часть чудес, сотворенных Иисусом. Вот почему Иисуса называют «божественным врачом». Когда мы болеем, мы часто обращаемся к доктору, в надежде на то, что он нам поможет. Иисус является нашим божественным доктором – мы идем к нему, потому что мы скованы такой всеохватывающей болезнью как грех. В отличие от нашего обычного доктора, мы точно знаем, что Иисус может нас исцелить, если мы будем делать то, что он говорит. Он рассматривает грешника как больного человека и у него есть средство от греха. Его роль четко описана в Матфея 4:23: «И ходил Иисус по всей Галилее… проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».
Имя Иисус обозначает «Бог спасает», т.е. его миссия заключается в спасении его людей от их грехов. Исследователи Библии насчитали в евангелиях более 30 разных случаев, когда Иисус исцелял людей. Он исцелял разных людей в разных местах, страдающих разными болезнями. Он исцелял разными способами и с разных причин. Он считал, что главной причиной всех болезней является грех. В Матфея 9:2 Иисус сказал парализованному человеку: «Прощаются тебе грехи твои». В другом случае, в стихе 22, он сказал женщине, страдающей кровотечением: «Вера твоя спасла тебя». Прощенные грехи или демонстрация веры являются средствами исцеления духовной болезни – грех и болезнь являются причиной и следствием.
Человека, обращающегося к врачу, беспокоят симптомы, а причина болезни может быть непонятна. Обычно врач по симптомам ставит диагноз и назначает лечение. Именно так делает Иисус, но он также может заглянуть в наши души и мысли и определить, в чем заключается проблема. Поскольку парализованный человек страдал, он хотел физического исцеления, но Иисус, прежде чем его исцелить, обратил внимание на симптомы. Человек был парализован грехом; его могло исцелить только прощение. Здесь мы можем провести аналогию с нами. Мы все больны из-за наших грехов. Нам советуют поддерживать наше физическое здоровье путем полноценного сна, регулярных физических упражнений, употреблением здоровой пищи и т.д. Но мы также должны заботиться и о нашем духовном здоровье – мы должны каждый день читать Божье слово, молиться и поддерживать добрые отношения с нашими братьями и сестрами.
Словом «здравы» характеризуются послания Павла к Тимофею и Титу, как, например, в Титу 1:13. Основной смысл этого слова – это физическое здоровье. То же самое греческое слово встречается в 3 Иоанна 1:2, переведенное на русский как «здравствовать». В этом же смысле это слово встречается в евангелиях при описании чудес исцеления. Больные люди «выздоравливали». Основой учения Павла о здоровье является вера и следование за Иисусом, что является результатом чтения Библии и молитвы. Мы должны позволить этим вещам влиять на нас. Это единственный способ борьбы с грехом и единственный путь, каким мы можем приблизиться к Богу.
В Луки 19:10 мы находим еще одно высказывание Иисуса: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Это еще одна причина, по которой Иисус пришел в мир. Обратите внимание, что он пришел искать тех, кто потерялся. Потерялся не в буквальном смысле, а «оказался не в том месте, который идет неправильным путем». Иисус ищет грешников, чтобы вернуть их Богу. Если мы идем в жизни неправильным путем, понимаем ли мы это и понимаем ли мы, что Иисус, как врач, помогает нам покаяться и вернуться на правильный путь? Мы все страдаем от болезни греха и, следовательно, заслуживаем смерти. Римлянам 6:23: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Божья любовь предоставляет нам альтернативу: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Бог хочет, чтобы мы покаялись, т.е. изменили свое мышление. Иисус хотел, чтобы все люди увидели в его словах исполнение ветхозаветного пророчества и засвидетельствовали, что он является мессией. Но более важное исполнение ждет нас в будущем. Исаия 35:4: «Он придет и спасет вас». Имеется ввиду спасение от греха и всех его последствий. Таким образом, все случаи исцеления являются притчей спасения от греха и его последствий. В стихах 5-6 говорится о чудесном исцелении, которое произойдет, когда вернется Иисус: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся, тогда хромой вскочит, как олень».
«Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его; Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами» (Псалом 103:2-4).
Эти пять выделенных Божьих благословений предлагают нам стать частью Его плана и цели в отношение человечества – установить Его Царство. О последнем исцелении говорится в Откровении 21:4: «И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет». Это будет время, когда: «Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малахия 4:2). Это наша великая надежда, которая дана нам через Иисуса врача: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Матфея 8:17). Это прямая ссылка на пророчество Исаии 53:5: «Ранами его мы исцелились». Его жертва была способом нашего спасения и, пока он не вернется, мы будем вспоминать его смерть преломлением хлеба. Давайте будем терпеливо ждать это время в уверенности, что наши грехи прощены. Наше смертное тело будет исцелено, чтобы стать бессмертным. Пусть каждый из нас получит благословение вечной жизни и узнает, что его жизнь не была напрасной. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откровение 22:20).
Дэвид Тейлор (8.07.2018г.)