Библейские чтения: 4 Царств 7; Иеремия 12; Ев.от Матфея 23.
Почему Иисус избрал себе 12 учеников НЕ из фарисеев? Фарисеи не были выходцами из священнического класса – они, как правило, происходили из среднего класса, в то время как саддукеи были более аристократичными. Их уважали как хороших людей, потому что они часто молились и постились, казалось, что они ведут праведную жизнь, следуя закону Моисея. Они имели большое влияние на общество и вызывали восхищение у простых людей. Но давайте посмотрим, что написано о фарисеях, а также посмотрим, что Иисус думал о них в Евангелии от Матфея:
- Из Нагорной проповеди: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Св. Евангелие от Матфея 5:20).
- После призыва Матфея он устраивает пир: «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Св. Евангелие от Матфея 9:11).
- Иисус исцелил немого человека, позволил ему говорить: «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Св. Евангелие от Матфея 9:34).
- Ученики сорвали колосья зерна, когда шли по кукурузному полю: «Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Св. Евангелие от Матфея 12:2). «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение» (Св. Евангелие от Матфея 12:38).
- «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» (Св. Евангелие от Матфея 15:1,2).
- «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Св. Евангелие от Матфея 16:1).
- «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Св. Евангелие от Матфея 16:4).
Знамение Ионы уже было объяснено им в Евангелии от Матфея 12: 40. Как Иона был три дня и три ночи во чреве рыбы, так и Иисус будет три дня и три ночи в сердце земли. Было много знамений: слепые прозревали, хромые ходили, прокаженные очищались, глухие обретали слух, а мертвые воскресали. Толпы народа, состоящие из 5000 и 4000 человек, были чудесным образом накормлены, а фарисеи и саддукеи просили знамения! Где они были раньше? Кажется, они ожидали определенного знамения с небес, демонстрирующего славу Божью, или что-то в этом роде, как доказательство того, что Иисус был мессией. Они отвергли Иисуса, несмотря на неопровержимые доказательства того, что он был мессией. Итак, мы видим, почему Иисус избрал своими учениками, не фарисеев с их знанием Закона Моисея, а смиренных, необразованных рыбаков.
Мы ожидаем скорого возвращения Иисуса, но мы не должны совершать ошибку фарисеев, ожидающих определенного знамения, не должны предполагать, какие события произойдут в первую очередь и в каком порядке прежде Его возвращения. Никто не знает того дня, когда Иисус явится!
За неделю до своего распятия Иисус предупреждал своих учеников (в присутствии всех людей) о книжниках и фарисеях. Он нападал на религиозных лидеров своего времени, называя их «лицемерами» и «змеями, порождениями ехидны!» (Матфея 23:13-33). Эти выражения были абсолютно неожиданными для людей, в глазах которых они были высоко оценены как респектабельные люди. Книжники были адвокатами; хранили и толковали закон; были уполномочены выступать в качестве судей; которыми они назначались после курса обучения. Они были знатоками священных Писаний; учителями, которые собирали вокруг себя учеников. И все же Иисус критикует их, фарисеев, за лицемерие: «…итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…» (Св.Евангелие от Матфея 23:3)
Они не выполняли на практике того, что проповедовали. Очень важно, чтобы наши действия соответствовали тому, что мы проповедуем. Мы на самом деле проповедуем больше не словами, а нашим образом жизни. Мы не будем подробно рассматривать все критические замечания Иисуса, но некоторые из них могут иметь отношение к нам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Св. Евангелие от Матфея 23:23,24).
Мы должны сосредоточиться на том, что действительно важно. Мы не должны концентрироваться на мелком и вести себя как законники. Вместо этого мы должны обращать внимание на более важные вещи, такие как «справедливость, милосердие и вера» в наших отношениях с братьями и сестрами, нашими семьями и другими людьми. В стихах 7 и 8 написано, что книжники и фарисеи любили: «…приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» Далее говорится: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья…» (Св. Евангелие от Матфея 23:7,8).
«Раввин» означает «мой великий учитель» — титул, который евреи использовали, чтобы обращаться к своим учителям с почётом. Это урок смирения. Иисус предостерегает от использования титулов, особого признания людей. Это так отличается от представителей современного мира, которые продвигают себя, делая «селфи», пытаясь заполучить «друзей» и «последователей» в социальных сетях! Люди в мире поглощены интересом к жизни знаменитостей и звезд — давайте убедимся, что мы не делаем то же самое. У христадельфиан не принято использовать специальные титулы, мы не должны превращать наших братьев в героев: хороший креститель, хороший оратор, хороший автор. Это духовно нездорово и для них, и для нас, если их почитают таким образом. Вместо этого мы можем быть благодарны Богу за таланты, которые они решили использовать в служении нашей общине. Они — братья, которые служат своему Господу, служа нам.
Иисус, кажется, повторяется: «…и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос». (Св. Евангелие от Матфея 23:10) «Учитель» означает «наставник, учитель или преподаватель». Что мы думаем об Иисусе Христе? Он был лидером, учителем и наставником в группе из 12 учеников. Он также наш наставник, лидер и учитель? Он прошел через всю эту боль и страдания, чтобы спасти нас от наказания за грех и дать нам возможность быть с ним в Его Царстве.
Иисус, пострадав за нас, хочет достичь личных взаимоотношений с нами. Он хочет вести нас, помогать нам быть более похожими на Него, руководить нами на нашем пути в Царство. Как раз перед тем, как Он вознесся на небо, он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Св. Евангелие от Матфея 28:20).
Своё послание к экклесии в Лаодикии он заканчивает приглашением: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откровение Иоанна Богослова 3:20,21). Какое замечательное обращение! Давайте откроем наши сердца и позволим Господу Иисусу войти в нашу жизнь, чтобы быть нашим проводником, нашим учителем и нашим наставником. Мы вспоминаем Его сейчас, в символах хлеба и вина во время Хлебопреломления.
Павел Джендерс (22.07.2018г.)