Библейские проповеди
Иисус учил, как власть имеющий (Матф.7:29)
6.07.2014

Отрывки ежедневных чтений: 1 Царств 18, Исайя 62 и Матфея 7.

Мы все помним наши школьные дни; возможно, хорошо помним нашего любимого учителя. Самое большое впечатление на меня произвел учитель математики. У него был авторитетный голос. Он мог при помощи всего пары слов установить тишину в помещении, полном шумных детей. Но более всего меня впечатляла его искренняя любовь к математике, знание этого предмета и сильное желание вдохнуть весь свой энтузиазм в него. По этой причине он уделял больше времени, нежели другие учителя, попыткам объяснить наиболее сложные математические принципы простыми словами.

В первом веке в Иудее и Галилее обычно обучением занимались книжники. После возвращения народа из рабства в Египте только книжники изучали закон, переписывали его, истолковывали, применяли итакже защищали. По этой причине со временем (между Ветхим и Новым Заветами) положение и статус книжников заметно поднялись. Именно у них были инструменты для организации богослужений всинагоге.

Одним из первых профессиональных книжников был Ездра, о котором написано в Ездре 7:6: «Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом». Именно этот Ездра читал вслух закон в первый день седьмого месяца (Праздник труб) в Неем. 8:1-3. Он не только читал закон, но и вместе с другими книжниками они «поясняли народу закон. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).

К сожалению, книжники не только изучали закон, но и начали его повсеместно истолковывать. Посему ко времени Нового Завета эти истолкования, также известные как «предания старцев» (Матф. 15:2), затрагивали почти каждую часть повседневной жизни иудеев. Обычные иудеи были сильно обременены большим количеством этих традиций и уставов.

Поэтому когда Иисус начал проповедь простое и понятное Евангельское послание и показывал, как необходимо истолковывать Закон, то неудивительно, что у него сразу же появились разногласия скнижниками, а среди обычного народа он приобретал все большую популярность. Он говорил в Матф. 7:12: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Вместо того, чтобы выливать на людей массу информации по тому, как нужно соблюдать субботу, как нужно правильно мыть руки и многие другие аспекты повседневной жизни, Иисус показал саму суть закона. Он любил закон и, что наиболее важно, он им жил. В Матф. 7:29 говорится: «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Христос имел власть не только потому, что он был Сыном Божьим, но и потому что он был Человеческим Сыном, живущим по закону. Хотя и благодаря своему положению они обладали некоторой властью, они ее потеряли от того, что почитали свои традиции и предания настолько же важными, как и само Слово Божье. Иисус говорит в Матф. 23:4 о том, что книжники и фарисеи возложили на людей невыносимые ноши, которые и сами не могли понести.

Чем отличалось учение Иисуса от учения книжников? Сегодня мы с вами читаем заключительную часть Нагорной проповеди, которая начинается с 5 главы. В этих главах Иисус излагает идеальный образец жизни. Этот образец уникален тем, что он подходит к любому последователю Христа в любой стране и влюбое время. Позже, в Матф. 22:35-40, законник, который, возможно, был книжником, задал однажды Иисус вопрос, чтобы испытать его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Нагорная проповедь давала практические примеры того, как повеления должны были применяться. В Матф. 7:24-27 сказано, что мы можем построить твердое основание нашей жизни, не только слушая Божьи слова, но еще и исполняя их. Мы находимся в очень тесных отношениях с Богом, и таким образом мы можем обратиться к Нему в молитве, излагая все наши переживания и будучи уверенными, что получим от Него самый лучший для нас ответ (стихи 7-11). Конечно, возможно и такое, что этот ответ будет совсем не тем, что мы ожидали, однако он будет лучшим для нас! В стихе 1 мы видим, что любовь к ближнему означает не только прощать его, но еще и не осуждать.

В Матф. 4:23 говорится: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». В это время Иисус также выступал, как власть имеющий, объясняя цитаты из Ветхого Завета, в которых говорилось про Царство Божье и про то, как Божьи обетования будут исполнены, когда Иерусалим станет главной столицей всего мира. Иерусалим во время Царствия будет не центром разделений, ненависти и проблем, каким он является сейчас, а будет местом мира и образования, где разногласия между народами будут разрешены (Ис. 2:1-4).

Возможно, Иисус обратился к стихам сегодняшний главы – Ис. 62:1-2 – и призывал всех молиться за мир в Иерусалиме. В наше время мы с вами не молимся за жителей Иерусалима, потому как их стиль жизни настолько же лишен Бога, как и в любом другом месте нашей планеты. Вместо этого мы молимся о том, чтобы данная ситуация в корне изменилась, когда наступит Царствие: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» (стихи 1-2).

Кто говорит эти слова? Говорит ли это сам Исайя, который видел Иерусалим почти «покинутым» и«опустошенным» (стих 4), когда он был окружен ассирийскими войсками? Тот Исайя, который видел удивительное спасение города, когда всего его враги были уничтожены за одну ночь (Ис. 37:35,36) и все народы увидели силу Божью? Или же эти стихи являются пророчеством о том времени, когда Иисус направится в Иерусалим (Лук. 9:51). Он молился о городе и плакал, зная, что люди не откликнуться на его послание (Матф. 23:37-39). Он пророчествовал о разрушении города, но обещал вскоре вернуться ссилой и великой славой в качестве царя: «Мое благоволение к нему» (Ис. 62:4). До этого времени Бог призывает Своих служителей быть стражниками/наблюдателями, дабы это напоминало Ему об Его обетованиях в отношении того, что Иерусалим должен быть центром Царства и отражать славу Господа подобно «венцу» (стих 3). «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, [которые] не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле» (стихи 6,7).

Являясь стражниками, мы «приготовляем путь народу» (стих 10) и помогаем найти путь к этому городу. Мы делаем это на практике, убирая с нашего пути все, что может нам воспрепятствовать (в стихе «камни» символизируют эти препятствия). А после этого мы помогаем и другим людям идти по этому пути, рассказывая им о Царствии Божьем. Наградой за этот труд будет спасение от Господа Иисуса (стих 11).

Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы вспомнить о Господе Иисусе чрез хлеб и вино. Он умер на кресте, дабы подготовить для нас путь к спасению. Преломив хлеб, Иисус заповедовал: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24). Мы помним, как он наполнил закон смыслом, возлюбив своего Отца и нас, его ближних, всем сердцем и умерев за нас на кресте (Матф. 22:37-40). Мы помним его обещание в Лук. 22:18 не пить более вина, доколе он не вернется, и не будет праздновать установление Царства вместе с нами (Откр. 19:7-9).

Давайте помолимся о мире Иерусалиму. В то время Господь окончательно спасет нас от греха и смерти, и на земле наконец воцарится мир.

Дэвид Енсел (06.07.2014г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.