Отрывки для чтения: Исход 22; Псалмы 74,75; Марк 8.
В этой проповеди мы рассмотрим такой грех как любостяжание (т.е. любовь к умножению вещей и богатств). В Исходе 20:1-17 мы имеем список из десяти заповедей, данных Богом Моисею. Грех любостяжания (ст. 17) – это единственный грех, который существует внутри нашего сердца и не является очевидным для других людей. Если мы позволим любостяжанию возыметь верх над нами и подтолкнуть нас к действию, то в этом случае воровство, примеры которого описаны и в читаемой нами сегодня двадцать второй главе Книги Исход, станет закономерным и преступным результатом.
Иезекииль 14:3 — Люди допустили идолов своих в сердце свое
Иезекииль, Даниил и Иеремия были пророками, жившими в одну и ту же историческую эпоху. Они были поставлены Богом для увещевания и укрепления народа Израилева в тесное для него время, и исполняли свое служение как в Вавилоне, так и в Иудее. Старейшины народа приходили к Иезекиилю не менее трех раз с визитами такого характера, который мы сегодня назвали бы «официальным», и садились пред ним с тем, чтобы испросить его совета (Иез. 8:1; 14:1; 20:1). Однако во время всех этих посещений пророка они приходили к нему с духом лицемерия, наполнявшим их сердца, и это описано довольно необычным образом в Иез. 14:3: «Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим».
Бог уже тогда знал состояние сердец этих людей, и потому Он обличает их в стихах 4 и 5. Лжепророки, о которых говорится в Иез. 13:2, пророчествовали «от собственного сердца», и «дщери народа» (ст. 17) занимались тем же самым. Эти лжепророки, вероятно, приходили с тех самых высот, что в свое время устроил Соломон для поклонения идолам (4Цар. 23:13). Суть предсказаний этих лжепророков, получавших широкую поддержку в народе, состояла в том, что Иерусалим выстоит и не будет отдан в руки вавилонян, а плен продлится недолго. Народ был введен в заблуждение их поучениями точно так же, как то имело место во дни Божьего пророка Михея (3Цар. 22:13-17). Цели и мотивы старейшин не были связаны с Богом, но они преследовали собственную выгоду.
Слова «допустили идолов своих в сердце свое» (Иез. 14:3,4,7) характеризуют их разум и их мышление. Данная фраза повторяется трижды, и сделано это для того, чтобы особым образом подчеркнуть положение этих людей в глазах Бога. Само слово «сердце» в Библии чаще всего обозначает место средоточия интеллектуальных и нравственных качеств человеческой природы. Мышление старейшин израилевых основывалось на служении идолам, а не на Божьих заповедях. Еще одно краткое описание на эту тему дано в 2Пар. 36:14-16, где говорится о том, что сердце израильтян склонилось к мерзостям окружающих их народов, и настолько ожесточилось, что возможности смягчить или исцелить его уже не оставалось. В Исх. 20:3-6 народ Израилев получает особое предупреждение насчет идолопоклонства, и этому важному вопросу уделен, можно сказать, целый раздел в общем своде из десяти заповедей.
В Ветхом Завете для описания и обозначения идолов и идолопоклонства используются разные слова и выражения. Все они, однако, передают общую для них мысль о «бесполезности» и «суете», отражая, тем самым, наихудшие стороны человеческой природы. Ничто иное как поклонение идолам привело Израиля, в конце концов, к его окончательному падению. Безудержное поклонение Ваалу и его женской ипостаси Астарте стали для Израиля сетью и капканом. История народа Израилева красноречиво свидетельствует о том пагубном влиянии, которое оказывало на людей такое ложное поклонение. Сам факт того, что старейшины народа поставили идолов в своих сердцах, говорит о том, насколько сильно и глубоко они развратились. По сути, эти старейшины должны были выступать подлинным примером для своего народа, но вместо этого их ложное мышление, повергшее их в заблуждение, привело к губительным изменениям как в их отношении к Богу, так и в том, как они обходились с посылаемыми от Него пророками. Слова апостола Павла в Послании Римлянам 1:18-23 подводят своеобразный итог всей этой ситуации, когда он говорит об идолопоклонстве Израиля: «Ибо, что можно знать о Боге… через рассматривание творений видимо… Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…». Они взирали на видимые и осязаемые вещи, связанные с именем Божьим, такие как скиния или храм, или вся их утварь, и изменили свое служение и поклонение, направив их на физические предметы, которые они могли сделать своими руками (такие как, например, истуканы и идолы), а не посвятили себя постижению характера истинного Бога и исполнению всего того, что Он завещал им.
Последствия, происходящие от сердца, приютившего в себе идолов, выражаются в том, что, в итоге, мы склоняемся к совершению греха. Первая заповедь, данная Богом Моисею в Исх. 20:3, состоит в том, что помимо Единого Истинного Бога не существует никакого иного божества. Второзаконие 6:4-9 совершенно ясным языком разъясняет нам, какое именно посвящение и какую преданность ожидает от нас Бог: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть, и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем…». Бог не только является одним-единственным Господом для нас, но Он ожидает, что мы будем иметь единое сердце и разум, и единство цели в нашем служении Ему. Храня перед собой постоянно Слово Божье, мы имеем свет, который указывает нам единственно правильный и истинный путь (Пс. 118:105).
Лицемерие во времена Иисуса
Лицемерные старейшины, жившие во времена Иезекии, ничем не отличались от тех, что стали современниками Иисуса, как то и подтверждается в Матф. 23:1-13. Всё, что они делали или предпринимали, имело целью достичь внешний эффект. Примером тому могут служить их увеличенные в размерах филактерии – миниатюрное подобие ящичка, которое привязывали либо на лоб, либо на левую руку. Эта традиция возникла и развилась на основании Втор. 6:8. Внутрь этих ящичков помещали клочки бумаги с написанными на них словами из Закона Моисеева, которые, в итоге, получались в буквальном смысле слова как бы «привязанными» к человеку. Во времена Иисуса иудейские старейшины делали свои филактерии больше по размеру, чем у всех остальных людей, и тем самым как бы показывали окружающим, что они более праведны, нежели те, кто имел филактерии меньшего размера. Ортодоксальные иудеи продолжают надевать филактерии и в наши дни во время молитвы.
Весь этот вопрос с филактериями выливается, однако, в то, что Бог хотел, чтобы люди принимали Его закон в своё сердце, а не помещали его в ящички, которые затем прикрепляли бы к своему телу, дабы видимым образом провозглашать окружающим свою праведность! Иисус и дальше продолжает обличать их лицемерие в Матф. 6:16-24, когда преподает своим ученикам истинные ценности и говорит, что «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (ст. 21). Если наш взор сосредоточен только на Боге и неотрывно следует за Ним (ст. 22), то мы имеем в себе целостность и единство как в послушании, так и в своих целях, и всё наше тело в этом случае исполняется светом. В противном случае, нечестивое око ведет к тому, что всё тело, в итоге, наполнится мерзостью и нравственной тьмой.
Любостяжание, которое есть идолослужение
Если нам кажется, что идолослужение и идолопоклонство не применимы к двадцать первому веку, то в этом случае нам необходимо хорошенько поразмышлять над этим вопросом еще раз. Во многих человеческих обществах наших дней современное идолослужение не подразумевает поклонение образам, высеченным из камня или вырезанным из дерева, однако этот грех всё равно проявляется в иных формах, например через поклонение различным материальным ценностям или людям. В истории Израиля наблюдалось постепенное изменение различных форм идолопоклонства с течением времени. До тех пор пока экономической основой жизни нации выступала сельскохозяйственная деятельность, народ Израилев или процветал, или, напротив, страдал в зависимости от того, посылал ли Бог благословения возделываемой ими земле, или проклинал ее. Если народ оставался послушным Богу, то Бог посылал Израилю дожди, необходимые для успешного выращивания и пшеницы, и винограда, и оливок, так что народ не испытывал никакого недостатка в этих и других продуктах. Если же народ уклонялся от праведных путей Божьих, то в этом случае Бог прекращал посылать дожди, в связи с чем наступало бесплодие земли и, как дальнейшее следствие, возникал голод.
Однако со временем народ Израилев стал ошибочно приписывать эту зависимость действию неких ложных богов, якобы населявших холмы и долины. Еще позднее экономика Израиля претерпела существенные изменения, так что большая ее часть приходилась на сферу торговли и денежного оборота, что напоминает структуру экономики многих современных народов. Соответственно, формы идолопоклонства в Израиле тоже претерпели изменения, однако главная причина оставалась всё той же, и название ей – любостяжание.
Это слово «любостяжание», если говорить кратко, означает «желание большего». Оно может применяться как в физическом смысле в отношении материальных ценностей, так и в нравственном плане, когда речь идет о ненасытности чувств и ощущений, о похотливости. Апостол Павел использует это слово в конце перечня тех пороков, что собраны в Кол. 3:5, и что, согласно проповеди апостола, должны были исчезнуть из жизни братьев и сестер в Колоссах. Любостяжание является идолослужением по той причине, что оно предполагает увязывание человеческого бытия и надежды с нынешней, текущей жизнью, а не с тем, что есть небесное и будущее. Любостяжание предполагает посвящение нашего сердца разным вожделенным вещам и поступкам, а не Богу, который должен владеть нашим сердцем прежде всего и превыше всего.
Апостол Павел говорит практически об этом же в Послании Ефесянам 4:19, где он описывает подобное отношение и поведение как ведущее к нечестивому образу жизни. Все эти выводы и наблюдения позволяют провести четкую параллель с теми ценностями, которых придерживаются люди в нашем современном обществе. Материализм в этом обществе выступает в роли ложного бога, а мирские и гуманистические ценности и приоритеты создают идеологию, на которой он, материализм, зиждется. Братья и сестры екклесии в Колоссах должны были отвергнуть эти ложные ценности в их дни точно так же, как мы должны сделать это в наше собственное время. Если ложные ценности общества, в котором нам приходится жить, засядут и укореняться в наших сердцах, то наше духовное видение станет размытым и затуманенным, а то и вовсе закончится полной слепотой. Подобно братьям и сестрам в первом веке, мы тоже должны иметь Слово Божье на переднем плане всех своих мыслей и самого разума, и ежедневное чтение Библии очень помогает нам на этом пути. Мы сможем побороть и осилить все свои искушения только в том случае, если будем читать Слово и применять прочитанное в своей жизни. Апостол Петр в своем Втором Послании (2:1-3) предупреждает верующих из иудеев беречься и остерегаться ложных пророков и учителей, которые «из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами», и делать они будут это для достижения своих собственных низменных целей.
Все эти предупреждения и учения, запечатленные в Библии, настолько же актуальны для нас в наше сегодняшнее время, насколько они были таковыми в момент их написания. Согласно увещеванию в Кол. 3:14-17, мы должны облечься в любовь, которая есть признак и печать истинных братьев и сестер во Христе. Мир Божий должен править в наших сердцах. Он же должен править в нашей екклесии, являющейся единым телом Христовым, по мере того как мы поучаем и наставляем друг друга, с радостью поем нашему Небесному Отцу и делаем всё остальное во имя Иисуса Христа и во славу нашего Небесного Отца и Предвечного Бога. Давайте теперь вспомним нашего дорогого Господа Иисуса чрез заповеданные им символы хлеба и вина.
Майк Экклестон (12.02.2012г.)