Самый первый акт в Книге Бытие – это повеление Бога: «да будет свет», которое показывает Слово Божье в действии. Слово Божье лежит в основе всего Писания, оно является выражением сущности Бога и Его цели. Самая последняя заповедь Бога, в Откровении 22:18-19 – это сохранить целостность Слова. Тем, кто что-либо добавит или уберет из Писания, не найдется места в Царстве Божьем.
Слово стало плотью в Господе Иисусе, и Иоанн начинает своё Евангелие с определения места Сына Бога в Его замысле, когда говорит в Евангелии от Иоанна 1:1: «В начале было Слово». Мы недавно внимательно рассмотрели значение Имени Отца в выражении Его вечной природы и воли. В Псалме 137:1,2 псалмопевец говорит, что, несмотря на это, Бог «возвеличил Слово Свое выше Имени Своего».
Поэтому, изучая Псалом 118 и видя, что он посвящен Слову Божьему, мы понимаем, как уместно, что он является самым длинным псалмом или главой в Библии – длиннее даже многих целых книг. Этот великолепный Псалом напоминает нам о великой ценности Слова Божьего для верующих как в нынешней земной жизни, так и в надежде на вечную жизнь в будущем. Псалом также обращает внимание на применение Слова и на его влияние на жизнь верующих. Тот факт, что Слово Божье появляется почти в каждом стихе, призывает нас руководствоваться замыслом и духом Отца Небесного в каждый момент, в каждой грани нашей напряженной и сложной жизни. Мы хорошо знаем из Евангелий, что Слово, укоренилось в уме и сердце Господа Иисуса – оно управляло его мыслями и делами, поэтому он может вполне отождествляться с Псалмом 118.
Этот псалом исключителен и с литературной точки зрения. Он расположен перед Псалмами 119-134, которые являются Песнями Восхождения. Понимание и отклик на Слово, несомненно, были для народа Израиля основой для поклонения и служения. Поразительна и структура псалма, хотя он и не имеет тематического или хронологического порядка. Это стихотворение акростихическое, сгруппированное в подразделы из восьми стихов, каждый стих в своей группе начинается с одной и той же буквы, начиная с Алеф и проходя через 22 буквы еврейского алфавита до Тау. В некоторых Библиях эти подразделы удобно помечены соответствующими буквами. Эта поэтическая структура, является удивительным и безупречным литературным достижением, показывая, что она написана рукой Бога. С практической точки зрения такое расположение облегчало запоминание псалма.
Первый и последний стихи Псалма 118 помогают нам понять его смысл, и они имеют интересные параллели с первым и последним стихами Псалма 1. В первых стихах Псалмов 1 и 118 говорится о благословении тех, кто ищет Слово Божье и следуют ему. Последние стихи каждого из этих псалмов предупреждают об опасности отступления от Слова, но при этом утешают, что Отец знает и ищет тех, кто принадлежит Ему. Описание заблудшей овцы в Псалме 118:176 может быть переведено также, как тот, кто “погибнет”. То же самое слово используется в Псалме 1:6. В Псалме 118 упоминается много вещей, но среди них есть ряд ключевых тем – различные аспекты Слова; как Слово отражает характер Бога; что делает Слово; и как мы должны позволить Слову воздействовать на нас.
Псалом ссылается на Слово примерно 177 раз, используя 8 разных еврейских терминов, каждый из которых отражает различные аспекты Слова. Среди них «тора» (например, в стихе 1), что является еврейским названием Закона Моисеева, и «дабар» (например, в стихе 11), что является выражением, используемым пророками для Слова Господа. Также употребляются такие слова как закон, откровения, повеления, уставы, заповеди, суды и заветы.
Примечательно, что слово “хранить” встречается 22 раза с использованием двух еврейских терминов, подчеркивающих важность сохранения, а не просто знания Слова Божьего. Нельзя не поразмыслить над словами Иисуса в Евангелии от Матфея 7:21-26: благословение приходит к тем, кто и слышит Слово, и действует по нему.
Неудивительно, что различные качества Слова отражают характер Бога, и Псалом 118 рассказывает и о характере Бога, и как он выражается в Слове. При этом подчеркивается два ключевых аспекта: истина и милосердие — характеристики, столь замечательно раскрытые в книге Исход 34:6. Божья истина также описывается как верность; она неизменна, несомненна и надежна. Его милосердие — это милость, человеколюбие, добродетель, благосклонность и сострадание. Пожалуйста, уделите несколько минут рассмотрению четырех групп стихов: 41-44, 75-77, 88-90 и 159-160. В каждом случае обе характеристики, истина и милосердие, проявляются как в характере Бога, так и в Его Слове, и в том, как они принесут нам спасение. Мы должны стремиться соответствовать критериям истины и праведности Отца, и находить утешение в Его чудесном милосердии.
Как мы видим, с первого созидательного действия в книге Бытие 1, Слово постоянно описывается в динамических, активных терминах. Рассмотрим следующие действия Слова в Псалме 118, применительно к нам самим: оно очищает наш путь (стих 9); оно помогает нам перестать грешить (стих 11); оно животворно (стих 25); оно защищает нас (стих 42); оно удерживает нас от заблуждений (стих 67); оно дает нам надежду (стих 74); оно дает нам свет (стих 105); оно направляет наши шаги (стих 133); оно очень чисто (стих 140); оно истинно и вечно (стих 160). Это то, на чем базируется наше спасение и забота Отца о тех, кто принадлежит Ему. Всё это также относятся к «слову, ставшему плотью» (Св. Евангелие от Иоанна 1:14) — Господу Иисусу Христу. Этот аспект сам по себе может быть глубоким изучением Библии – достаточно рассмотреть, например, миссию Иисуса, подробно изложенную апостолом Иоанном. Работа Слова, как описано выше, хорошо продемонстрирована в различных ролях Иисуса: истинная лоза (Св. Евангелие от Иоанна 15:1-6), воскресение и жизнь (11:25), добрый пастырь (10:16,17), свет мира (8:12), путь, истина и жизнь (14:6) и Верный и Истинный (Откровение 19:11-14).
Мы должны позволить Слову Божьему воздействовать на нас. Псалом не рассматривает Слово в теоретическом или академическом смысле, но вместо этого подчеркивает его качества и влияние на жизнь верующего. В первых частях Псалма затрагивается ряд тем и процессов, которые затем повторяются на всем его протяжении. В стихах 18,19 псалмопевец обращается к отцу с искренней просьбой, чтобы Он открыл ему Свое Слово. Стихи 15,16 говорят о необходимости размышлять о Слове (что мы тоже должны делать), а также о требовании его соблюдать (стих 8). Признавая нашу плотскую слабость и склонность ко греху, мы можем повторять Страстную мольбу к Отцу о помощи в соблюдении Его заповедей: «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!» (стих 5) и «не дай мне уклониться от заповедей Твоих» (стих 10).
Мы рассмотрели Божественную силу и действие Слова, и необходимое наставление, позволяющее ему воздействовать на нас. Мы живем в последние, сложные времена неправедного человеческого правления на земле, когда большинство людей игнорируют или презирают Слово Божье. Псалом же, напротив, призывает нас вспоминать Слово даже ночью (стих 55), так как оно является светильником для наших ног и светом на нашем пути (стих 105).
Пришло время для Бога действовать (стих 126), и поэтому настало время действовать и для нас (стих 139). Будем готовы, как и псалмопевец, возносить благодарность в полночь (стих 62) — ибо именно тогда возвратится жених Иисус (Св. Евангелие от Матфея 25:6).
Эндрю Хейл