Библейские проповеди
Благословения и скорбь
21.01.2001

(Евангелие от Матфея 23)

Когда мы собираемся, чтобы вспомнить совершенную жертву Господа Иисуса Христа, нам нужно испытывать себя, как будто мы находимся вместе с Ним, честно признать и исповедать наши грехи и оценить качества нашего апостольства.

В наших чтениях из Евангелия от Матфея, глава 23, мы видим последние попытки обращения к Иисуса к народу Израильскому осознать их положение перед Богом и покаяться в соделанных грехах. Эта миссия Иисуса неизбежно приводила Его к конфликту с религиозными лидерами, которые были заинтересованы не в духовном состоянии народа, но только в распространении своего престижа и расширении привилегий. Соответственно, они ставили под вопрос Его авторитет, особенно после драматического очищения притвора Храма, когда Он выгнал всех торговцев, превративших Божий дом молитвы в вертеп разбойников (Матфей 21:12,13).

В 22:29 Иисус заставил замолчать богатых саддукеев словами: “Заблуждаетесь, не зная Писаний; ни силы Божией”. И теперь, в 23 главе, Он обращается к самоправедным книжникам и фарисеям – учителям и истолкователям Закона Божьего, данного через Моисея. Несомненно, некоторые из них были действительно духовны, но в своем большинстве были скупы и бессовестны, манипулируя законом в своих собственных интересах, и, поступая так, притесняли бедных и неимущих. Иисус охарактеризовал их в ст.3-5 как людей, которые “…говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди”.

Нас постоянно предупреждают на примере фарисеев, что наша религия не должна быть чем-то внешним, но мы, словами Иакова, должны быть “исполнителями слова, а не слушателями только”. Господь Иисус постоянно раскрывается перед нами в Евангелиях, выражающим глубочайшую любовь и сочувствие к падшим людям и очень редко испытывающим гнев. Но в тех случаях, когда Он гневается, его гнев вызван выражением лицемерия религиозными лидерами Израиля и их жестокосердием, из-за которого они не хотят это признать.

Далее 23 глава содержит не имеющее себе равных осуждение Господом книжников и фарисеев, выраженное в форме восьми проклятий. Лука 11 описывает более ранний эпизод, когда Иисус, будучи критикуем в доме фарисея за то, что не помыл руки перед едой, осудил их в форме шести проклятий. В этом Иисус берет пример Исаии, который в 5 главе своего вдохновенного пророчества произносит шесть обвинений на иудеев, добавляя притчу о винограднике, которую Иисус тоже присовокупил к своему учению в Матфее 21:33 и далее. Поразительно то, что слово “горе” произносится практически одинаково на двух библейских языках и на английском; в еврейском ‘ой’ и в греческом ‘уа   й’.

Преступления народа во времена Исаии были те же, что и преступления книжников и фарисеев. Мы читаем: “Горе вам, прибавляющие дом к дому… горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности… горе тем, которые мудры в своих глазах…” и т.д. Как печально, что Сын Человеческий, придя, обнаружил, что ситуация в Израиле никак не лучше, чем была во дни пророков.

Поэтому в Своем служении Иисус осознает необходимость снова произнести слова осуждения лидерам нации. Восемь проклятий в Матфее 23 высвечивают каждый аспект лицемерной религиозной практики фарисеев и их злоупотребление Законом Моисея. Примечательно, что каждое из восьми проклятий противопоставлено восьми благословениям, которые Иисус высказывает истинным последователям в Нагорной проповеди в пятой главе. Давайте рассмотрим каждое проклятие и каждое благословение по порядку:


Горе вам… Блаженны…
1) Что затворяете Царство Небесное человекам 1) Нищие духом, ибо их есть Царство Небесное
2) Что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь 2) Плачущие (т.е. вдовы), ибо они утешатся
3) что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного… делаете его сыном геенны 3) Кроткие, ибо они наследуют землю
4) Клянетесь золотом, а не Храмом 4) Алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
5) Оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру 5) Милостивые, ибо они помилованы будут
6) Что очищаете внешность чаши 6) Чистые сердцем, ибо они Бога узрят
7) Что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажется красивыми 7) Миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
8) Вы виновны в пролитии крови пророков 8) Изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Контраст благословений и проклятий напоминает нам о благословениях и проклятиях, которые Бог произнес на Израиль во Второзаконии 28. Однако те были высказаны в форме предупреждения. Здесь же Господь Иисус произносит наперед осуждение тем, кто так вопиюще пренебрегает духом священного Божьего Закона: “Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?… се, оставляется вам дом ваш пуст” (ст.33,38).

Эти мрачные, даже пугающие слова Господа Иисуса напоминают нам, что Он был назначен Судьей Своим Небесным Отцом. Каждый из нас однажды предстанет перед Его троном, как Павел говорит в Римлянам 14, чтобы дать отчет за себя. В наших ежедневных чтениях мы скоро прочитаем небольшую притчу об овцах и козлах в Матфее 25, которая дает наглядную картину того дня и два вида приговора, которые вынесет Господь: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство…”; или “Идите от Меня проклятые…”. Приговор будет зависеть от качества нашего апостольства: либо оно подобно служению книжников и фарисеев, т.е. более внешнее, либо подобно требуемому от Нас Господом. “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (ст.35,36).

Каждое из этих действий требует служения любви, настоящее претворение нашей веры на практике. Под “одним из малых сих” может подразумеваться буквальная помощь нуждающимся людям, но также страждущим и в духовном плане, т.е. проповедование Евангельской надежды тем вокруг нас, которые алчут и жаждут праведности, которые чужды завету обетований и поэтому наги, больны и находятся под заключением греха. В обоих случаях, нам нужно постараться сделать больше, по причине любви к нам нашего Спасителя, которого мы вспоминаем в символах Его жертвы для нас.

В некотором смысле мы предстаем перед Его судным троном уже прямо сейчас. И мы разделяем хлеб и вино для воспоминания его жертвы, находясь вместе с Ним, ибо Он Сам сказал: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Матфей 18:20). Какие же благословения это дает нам, когда мы исследуем нашу жизнь, исповедываем наши ошибки и попадаем под Его милость и милосердие. И, пройдя через это, облаченные Его силой, мы будем стремиться в оставшееся время, приблизиться к совершенному примеру нашего Спасителя.

Дэвид Бергис (21.01.2001г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.