Библейские проповеди
Новая заповедь
19.04.2025

Изучение Библии: Второзаконие 3; Притчи 30; от Иоанна 13-14.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна 13:34 Иисус дает Своим ученикам заповедь, которую Он называет «новой», наставляя их: «любите друг друга». На первый взгляд, эта заповедь может показаться совсем не новой – в конце концов, разве Иисус не говорил о любви уже много раз до этого? Например, в Нагорной проповеди Он учил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (от Матфея 5:43-45).

Также и в Евангелии от Марка 12:28-34 мы читаем, ответ Иисуса на вопрос книжника: «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его».

Поэтому в понимании о любви к ближнему и даже о любви к своим врагам не было ничего нового. Так что же нового было в заповеди, которую Иисус дал ученикам в Иоанна 13:34? Новой была вторая часть повеления Иисуса: «…любите друг друга, как Я возлюбил вас». Ученикам нужно было проявлять друг к другу ту же любовь, которую Иисус проявлял к ним. К тому же, в ближайшие дни Он собирался продемонстрировать Свою любовь к ним на новом уровне, принеся Себя в жертву для их спасения.

В начале 13-й главы Евангелия от Иоанна Иисус омывает ноги Своим ученикам. Это было малоприятное занятие, которое выполняли те, кто занимал самое низкое положение в семье. Но Иисус намеренно сделал это Сам, чтобы наглядно показать ученикам важный урок. Петр, который был недоволен тем, что Учитель омывает ему ноги, тут же возразил: «не умоешь ног моих вовек» (стих 8). Но когда Иисус объясняет Петру (с легким упреком), почему это необходимо, Петр немедленно отвечает: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (стих 9). Такая реакция была типична для Петра – говорить, не обдумав то, что он собирается сказать, но всегда с большим воодушевлением и энтузиазмом!

Своим поступком Иисус преподал ученикам жизненно важный урок: они должны были заботиться друг о друге во всех сферах жизни, даже в самых незначительных и скромных. Ни одна задача – неважно, насколько рутинная или неприятная – не должна была считаться ниже их достоинства. И никто из учеников не должен был превознесен один выше другого. Истинное ученичество означало активный поиск возможностей помочь, поддержать и послужить друг другу, когда в этом возникала необходимость.

Иисус объяснил ученикам значение Своего поступка: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (от Иоанна 13:15-17).

Слово «любовь», к которой Иисус призывает учеников, – происходит от греческого слова «агапе», что в переводе означает высшую форму любви, определяемая как самоотверженная любовь.

И уже в ближайшие часы после этой встречи с учениками Иисус покажет им высший пример этой самоотверженной любви. Он уже долгое время готовил учеников к событиям, которые должны были произойти в Иерусалиме, но они так и не поняли значения Его послания. Так, Петр показал, что он не имел ни малейшего представления о том, что Иисус должен был умереть за наши грехи.

Когда Иисус сказал, что уходит: «Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (от Иоанна 13:36-38).

Петр имел самые лучшие намерения, он говорил от чистого сердца, но, как предрек Иисус несмотря на то, что дух Петра был настроен решительно, его человеческая плоть оказалась слабой, когда он подвергся испытанию. Иисус, разумеется, совершенно ясно знал о событиях, которые должны были произойти с Ним в ближайшие дни и часы. Основываясь на глубоком знании Закона и пророков, Он понимал то, что Его ученики еще не могли осознать: что Он Сам станет совершенной, добровольной жертвой за грехи всего мира. Иисус также знал, что Его предаст один из самых близких Ему людей, что Он будет ложно обвинен, осмеян, подвергнут побоям и пыткам, приняв ужасную смерть на кресте. Но Иисус претерпел все эти ужасные испытания ради любви. Он действовал из любви к Своему Отцу и из любви к Своим ученикам, но не только к ученикам, окружавшим Его в той горнице, но также ко всем тем, кто станет Его учениками по всему миру, включая и нас с вами.

Когда Иисус повелевает нам любить друг друга, как Он возлюбил нас, Он устанавливает необычайно высокие стандарты. Поначалу повеление любить может показаться необычным – ведь любовь нельзя принудить. Однако Иисус не имеет в виду мимолетные эмоции или личные привязанности, такие как романтическая любовь к супругу или привязанность к своим друзьям. Вместо этого Он говорит о поступках, а не о чувствах, т.е. проявлении любви в действии.

Нам не всегда бывает легко проявлять симпатию к некоторым нашим братьям и сестрам во Христе, но Иисус призывает нас поступать с любовью по отношению к ним, и тем самым приносить славу Богу. Господь учит нас ставить нужды других людей выше своих собственных желаний, что не свойственно нашей человеческой природе. И если мы будем стараться следовать этому пути, люди будут видеть в нас последователей Христа, о чем Сам Иисус сказал Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (от Иоанна 13:35). Вскоре мир должен был стать свидетелем глубины любви, которую Иисус питал к Своему Отцу и Своим ученикам. Он объяснил об этом ученикам: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда» (от Иоанна 14:2831).

Любовь Иисуса к Отцу была неотделима от послушания Ему. Поскольку Он любил Бога, Он полностью следовал Его воле. И Он призывает нас следовать Его примеру, исполняя волю Отца. Конечно же, мы часто оступаемся в жизни и терпим неудачу, сталкиваясь подобно Петру, со слабостью своей плоти. Однако мы находим утешение в том, что, когда мы не справляемся, нам доступно прощение и поддержка нашего Господа через Его спасительную жертву, если мы действительно раскаиваемся перед Ним в своем поступке.

Вот уже более 2 000 лет наши братья и сестры во Христе разделяют эти символы хлеба и вина, с верой и благодарностью вспоминая жертву Господа. Иисус просил нас делать это до Его возвращения. Преломляя хлеб и вино, давайте постараемся следовать Его заповедям в оставшееся нам время, всегда размышляя о высшем акте Божьей любви, который когда-либо видел мир.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (от Иоанна 15:13-14).

Дэвид Кларк (20.04.2025г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.