Библейские проповеди
Господь – моё знамя
8.02.2025

Изучение Библии: Исход 17-18; Псалом 71; от Марка 5.

Исход и последующее путешествие израильтян по пустыне содержат ценные уроки для каждого из нас. В нашем чтении из книги Исход 17 описывается день, когда они столкнулись с коленом Амалика. Эта история наполнена смыслом и заслуживает нашего тщательного размышления. Давайте рассмотрим, что же делает это событие столь значимым для нашего внимания?

Тот день оказался одним из неблагоприятных в ранней истории Израиля. Он продемонстрировал недостаток веры народа Израиля и их неспособность противостоять испытаниям. Израильтяне начали сомневаться в лидерских способностях Моисея и в правдивости Божьих обетований. В основе спора лежал вопрос нехватки воды, что, несомненно, было серьезной проблемой в засушливых условиях пустыни. Израильтяне возопили к Моисею: «зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших, и стада наши?» (Исход 17:3). В этих словах не было ни признания впечатляющего избавления от рабства, ни благодарности за безопасность, которая была обеспечена им до сих пор. Это служит поучительным примером, показывающим, что мы можем быть настолько поглощены насущными проблемами, что перестаем замечать благосклонной поддержки и милости нашего Отца в других моментах!

Но у Бога всегда есть решение. Он повелел Моисею ударить по большой скале, из которой потечет вода, чтобы утолить жажду израильтян. В память о нехватке веры, которую проявили израильтяне, Моисей назвал то место «Масса и Мерива» – от двух еврейских слов, означающих «искушение» (масса) и «укорять» (мерива).

Израильтяне же «искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (стих 7). Трудно понять, как могли израильтяне произнести такие слова, после всех тех удивительных чудес, свидетелями которых они сами стали еще до выхода из Египта! Их недостаток терпения отражает нетерпение современного поколения, которое требует немедленного удовлетворения своих потребностей, не желая ничего ждать.

Эта колеблющаяся вера вскоре подверглась испытанию амаликитянами, которые воспользовались уязвимостью израильтян. Вероятно, Бог не с этим народом, подумали они, и его можно легко победить! Скорее всего, амаликитяне прослышав об обильном источнике воды, который «нашел» Израиль, захотели завладеть им! Вода, которую дал Бог, была не просто физической необходимостью; она символизировала животворящее Слово Божье. Как Израиль должен был защищать этот жизненно важный ресурс, так и мы призваны охранять и беречь Божье Слово в своей жизни.

Писание говорит о том, что колено Амалика было постоянным противником Божьего народа. В Числах 24:20 о нем написано: «первым из народов Амалик», а в одном из переводов сказано, что Амалик был «первым из народов, воевавших против Израиля».

Во Второзаконии 25:17,18: «Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога».

Последующая битва с Амаликом, описанная в Исходе 17, разворачивалась в долине, в то время как Моисей наблюдал за конфликтом с вершины холма. Поза Моисея с распростертыми руками, поддерживаемого Аароном и Ором по обе стороны, совершенно ясно указывает на прообраз Иисуса Христа на кресте. Такая параллель заставляет задуматься: почему мы видим такую глубокую взаимосвязь с Иисусом уже в столь ранний период истории Израиля? Ответ кроется в том, что во всем Писании Амалик, колено Исава, символизирует силу греха. И именно над силой греха Иисус одержит победу через распятие. Господь Бог совершенно четко обозначил, что грех – это главная проблема для Его народа. Об этом же было упомянуто после победы, когда Моисей построил жертвенник в честь торжества: «И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исход 17:15,16).

Амалик символизирует человеческую природу с ее склонностью к самоутверждению, конфликтам и восстанию против Божьих путей. Как и Исав, отец Амалика олицетворял собой жизнь, ориентированную на мирские цели, он имел много жен и применял силу с мечом и луком. Поэтому нам нужно помнить, что, когда мы позволяем греховной природе взять верх над своей рассудительностью, мы следуем примеру Амалика.

В последующих книгах Библии отражен этот ключевой момент в истории Израиля. В Книге

Есфирь мы узнаем, что Аман, злобный противник евреев, был агагитом, потомком Агага, царя Амалика (см. Есфирь 3:1 и 1 Царств 15:8). По плану Амана евреям грозило уничтожение. Мы можем оценить храбрость Есфири, которая отправилась к царю с просьбой, совершенно не зная, останется ли она в живых. Внимательное изучение слов Мардохея может дать представление об источнике ее непоколебимой веры: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места» (Есфирь 4:14).

Мардохей был уверен, что избавление для евреев наступит, даже если Есфирь решит бездействовать. Он знал, что Господь ведет войну с Амаликом в каждом поколении и что Амалик никогда не победит евреев, потому что так сказано в Исходе 17:16. Мы можем взять пример с Есфири и Мардохея, чье глубокое понимание истории своего народа давало им непоколебимые основания для надежды. Есфирь понимала необходимость повествовать о могущественных деяниях Бога. Она учредила праздник Пурим, чтобы евреи никогда не забывали о Божьем избавлении: «постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их» (Есфирь 9:27,28).

Осознавая могущественную руку Божью в жертве Христа, мы признаем, что нам необходимо постоянно помнить о Его работе, чтобы не уподобиться Израилю, который: «забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им» (Псалом 77:11). Наше регулярное воспоминание спасительной жертвы Иисуса через хлебопреломление, которое мы совершаем вместе со своими семьями, с братьями и сестрами во Христе, разделяя с ними хлеб и вино, важное и необходимое условие для предотвращения забвения дел Господа, совершенных в Его Сыне.

Похоже, что всякий раз, когда евреи пытались искоренить амаликитян, последним удавалось избегать полного уничтожения. Амаликитяне были частью многочисленных «жителей Востока» (Судей 6 и 7), которые вступили в бой с Гедеоном и его относительно небольшой армией. В конце концов они были побеждены благодаря внезапному появлению света из темноты, звуку труб и возникшему смятению. Позже амаликитяне столкнулись с армией Саула, который по глупости решил пощадить царя Агага и лучших из стада, ослушавшись Божьего повеления. Именно они сыграли важную роль в захвате жен и детей Израиля во время изгнания Давида в пустыню (1 Царств 30:1). Возможно, упорное выживание амаликитян отражает непреходящую природу греха, который сохранится до самой последней битвы, когда грех будет навсегда уничтожен Христом. Но до тех пор, хотя грех все еще и присутствует в нашей жизни, мы не обязаны служить греху и быть его рабами, потому что, благодаря Господу Иисусу мы уже сейчас искуплены и освобождены от рабства греха (Римлянам 6:16-18).

Жертвенник, который Моисей построил в Исходе 17, чтобы запечатлеть эту вечную символическую борьбу с грехом, был назван «Иегова-Нисси», что означает «Господь – мое знамя». Слово «нисси» происходит от древнееврейского корня, означающего «быть видимым издалека» или «бросаться в глаза». Смысл этого слова в том, что всем окружающим должно быть очевидно, что мы принадлежим к армии Господа и готовы участвовать в Его битвах. Сокрытие своей веры противоречит примеру, показанному Моисеем в этой истории. Если Есфирь и скрывала свою национальность, то уж точно не скрывала своей веры в поступках, которые она совершала.

Еще одна важная деталь заслуживает нашего внимания. В Исходе 17 впервые в Писании мы встречаем имя «Иисус Навин». Иисус Навин командовал израильской армией и был добровольным помощником Моисея. Как мы знаем, впоследствии он совершит еще более великие дела и поведет Израиль к завоеванию Земли обетованной.

Возможно, Есфирь, Мардохей и другие верующие, вспоминая историю времен Исхода, восприняли появление Иисуса Навина в качестве лидера израильской армии, как источник вдохновения, побудивший их предвидеть и молиться о более значительной фигуре. Имя Иисус Навин означает «Бог спасает». Мы благословлены тем, что Иисус, чье имя является греческим эквивалентом еврейского «Иисус Навин», в полной мере явлен нам, и сейчас мы видим Его уже не просто как предвестника или прообраз будущего, но в своей реальной жизни, о чем сказано в Евангелиях. И если у кого-то вдруг возникнет искушение спросить: «есть ли Господь среди нас, или нет?», мы имеем ясный и окончательный ответ. Наш Спаситель Иисус, сделавшись подобным человекам, названный Иммануилом, что означает «с нами Бог», является окончательным доказательством того, что Господь действительно среди нас. Разделяя хлеб и вино, давайте же всегда помнить о великой победе нашего Господа Иисуса Христа над грехом, всё более укрепляясь верой в то, что только в Боге мы имеем спасение.

Пол Товелл (9.02.25г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.