Библейские проповеди
Краеугольный камень
18.01.2025

Изучение Библии: Бытие 32,33; Псалом 35; Матфей 21.

В чтениях из Евангелия от Матфея мы достигли последней недели жизни Господа Иисуса. Этой неделе предостояло стать самой важной в истории человечества. Пасхальный Агнец прибыл в Иерусалим, чтобы исполнить всё написанное о нем в Ветхом Завете. Он предстает перед нами как Пророк, Священник и Царь.

Царь

Иисус въехал в Иерусалим как царь Израиля. Осел был тем животным, который для передвижения использовали цари, и Иисус, воссев на него, тем самым исполнил пророчество Захарии 9:9: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

Позднее, во время суда над ним, священники отвергли Иисуса со словами «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоан. 19:15). Тем не менее, Пилат, который был язычником, повесил над его крестом табличку со следующей надписью: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Матф. 27:37).

Пророк

В Евангелии от Матфея 21:11 мы читаем: «Народ же говорил: сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Иисус, однако, был не простым провидцем или предсказателем, но тем самым «Пророком», о котором говорится во Второзаконии 18:18: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его». Апостол Петр отождествил Иисуса с этим Пророком в Деяниях 3:22. Итак, когда Иисус въезжал в Иерусалим, то он и явился тем самым «…Пророком, подобным Моисею», однако они не узнали его.

Первосвященник

Иисус также представлял собой нашего священника в Доме Божьем. К концу своего служения он сказал: «Написано: дом мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:13). Как истинный Первосвященник Дома Божьего, Иисус очистил его от скверн, разведенных в нем Каиафой. В Послании к Евреям Господь Иисус назван Первосвященником «по чину Мелхиседека» (Евр. 7:17).

Итак, Иисус предстает перед нами как Пророк, Священник и Царь. Но народ, к которому пришел Христос, не узнал его. Об этом говорится в Евангелии от Матфея 21:10: «И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто сей?» Это было похоже на реакцию Израиля на манну в пустыне: «И когда сыны Израилевы увидели ее, то сказали друг другу: «Это манна», потому что не знали, что это» (Исх. 16:15). Они не смогли распознать Божий дар манны тогда в пустыне, а теперь не смогли распознать «истинный хлеб» жизни. Всё это поднимает вопрос: когда вернется Иисус, распознаем ли мы нашего Царя или будем настолько вовлечены в мирские дела, что скажем: «Кто это»?

Иисус переходит к четырем притчам, чтобы с их помощью показать состояние нации. Во-первых, в притче о смоковнице мы видим отсутствие всякого плода со стороны народа Израилева. Внешне она была покрыта зеленой листвой, но при этом не произорщала плодов для Бога. Последующее уничтожение этого бесплодного дерева являло собой пророчество о надвигающемся суде, который должен был исполниться в 70 г. н. э., когда еврейский народ будет изгнан со своей земли и рассеян по всему свету. Ученики дивились столь стремительно свершившемуся чуду. «Как скоро засохла смоковница», – сказали они, на что Иисус ответил им так: «Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только то сделаете, что сделано со смоковницей, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:21,22).

Сегодня мы видим, что смоковница Израиля вернулась к жизни, и это ничто иное как свершившееся по прошествии 2000 лет чудо, равно как и верный знак близящегося возвращения Христа. Найдет ли он нас похожими на бесплодную смоковницу, или мы будем изобиловать плодами для Бога? Давайте никогда не забывать о силе веры и молитвы.

Вторая притча, о человеке с двумя сыновьями, предназначена книжникам и фарисеям, потому что они не раскаялись. Эта притча была рассказана Иисусом после того, как он очистил Храм. Его спросили, откуда происходила его власть. Иисус ответил на это встречным вопросом: «Спрошу и я вас об одном, и если скажете мне, то и я вам скажу, какою властью это делаю. Крещение Иоанново откуда было? С небес, или от человеков?» (Матф. 21:24).

Они отказались отвечать, потому что прекрасно знали, что «…все почитают Иоанна за пророка» (ст. 26).

Эта притча о двух сыновьях подчеркивает две категории людей в Израиле. Первый сын представлял собой простых людей, презираемых всеми сборщиков налогов и блудниц. Сначала они отказались работать в винограднике, то есть они не послушались Бога. Потом, однако, они покаялись, услышав учение Иоанна Крестителя. «Истинно говорю вам, – сказал Иисус, – что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие» (стих 31). Эти люди исповедались и покаялись в своих грехах. Но не так поступили «старейшины и книжники». Они представлены вторым сыном, который сказал: «Иду, государь; и не пошел» (стих 30). Эти люди производили впечатление праведных, однако таковыми они выглядели лишь с виду. В глубине души, которую может видеть только Бог, они были полны гордости и алчности, и притесняли вдов и сирот, о которых Бог просил их заботиться. Не уподобляемся ли таким людям и мы, выказывая Богу поклонение, которое на самом деле воспринимается Им как поверхностное и показное?

Теперь Иисус обращается непосредственно к фарисеям и саддукеям, и для этого он рассказывает им притчу о злых виноградарях. «Выслушайте другую притчу», – говорит он (Матф. 21:33-41). Народ Израиля был избранным виноградником Божьим. Господь проявил всю возможную заботу о Своем народе, чтобы тот мог приносить плоды. В притче Иисуса Бог послал Своих слуг-пророков во время сбора винограда, чтобы получить причитающуюся Ему долю урожая. Однако виноградари «…иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Матф. 21:35-38).

Книжники и фарисеи не справились со своей обязанностью заботиться о Божьем народе. Поэтому всё закончилось тем, что пришедшие против них войска Рима разрушили их город и рассеяли его жителей. Так исполнилась эта пророческая притча: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (ст. 43). Как поступит Бог с нами, братья и сестры, если мы станем пренебрегать виноградником Божьим и не будем радеть о Его церкви?

В заключение Иисус предлагает им ещё один вопрос: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Матф. 21:42).

Краеугольный камень должен был быть совершенным во всех измерениях, потому что на нём возводилось всё здание. Иудейские строители отвергли Иисуса, однако Бог является самым мудрым, главным Строителем, испытавшим Иисуса, проверившим и нашедшим его истинным и совершенным во всём. «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22,23).

Неделю за неделей мы вспоминаем нашего Господа хлебом и вином. Он есть главный Камень Божьего Строения и Твердое Основание духовного Дома Божьего: «Ибо Писание говорит: всякий верующий в Него не постыдится» (Рим. 10:11). Давайте же терпеливо ожидать возвращения нашего Царя, дабы узнать и принять его в тот День. Давайте будем приносить плод во славу Божию, а не уподобляться смоковнице, покрытой одними лишь листьями. Давайте будем верными работниками в Божьем винограднике, созидая и строя на Христе, нашем Краеугольном Камне.

Алан Эгинтон (19.01.2025г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.