Изучение Библии: 1-я Паралипоменон 22; Иезекииль 32; Ефесянам 3,4.
Слепой Вартимей
Одним из наиболее частых чудес исцеления, которые Иисус совершал во время Своего служения, было возвращение зрения слепым людям. В Евангелиях описано шесть конкретных случаев исцеления Иисусом слепых людей, а также два упоминания общего исцеления, где присутствовали слепые люди.
Один из самых ярких примеров такого случая связан с молодым человеком, которого часто называют «слепым Вартимеем».
История Вартимея демонстрирует поразительную веру человека, который верил в то, чего не мог видеть. Это помогает нам понять о разнице между физическим и духовным зрением, подчеркивая частое несоответствие между ними.
Мы встречаем Вартимея в Евангелии от Марка 10, где он сидит у ворот Иерихона, терпеливо ожидая подаяний от людей, которые проходили мимо, направляясь в город или покидая его. Вероятно, он сидел на одном и том же месте каждый день. Возможно, с ним сидели и другие люди (см. Матфея 20, где сказано об исцелении двоих слепых). Таким образом, Вартимея знали те, кто жил в городе.
Услышав шум вокруг и узнав, что мимо проходит Иисус из Назарета, Вартимей тут же воззвал к Нему: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» (отМарка 10:47). Он признает Иисуса своим Спасителем сразу же, даже не имея возможности видеть Его! Какое удивительное проявление веры! Ведь Вартимей никогда не видел чуда, но твердо верил, что Иисус может его исцелить. А на призывы толпы замолчать, Вартимей в ответ закричал еще громче! Для него это был шанс вернуть зрение. Из-за его настойчивости Иисус остановился и велел позвать Вартимея. Затем Он задал ему вопрос: «чего ты хочешь от Меня?» (отМарка 10:51). Насколько же в действительности это важный вопрос! И как бы мы, например, ответили на тот же вопрос Иисуса? Для слепого человека, возможно, ответ был бы простым и очевидным. Примечательно, что в Марка 10:35 Иисус задал такой же вопрос Иакову и Иоанну. Но в отличие от Вартимея их желание было совершенно иным, поскольку они хотели занять престижные должности в Божьем Царстве. Пожалуй, в Евангелии от Марка 10 именно их можно было бы назвать в тот момент по-настоящему слепыми!
Вартимей попросил даровать ему зрение. В случае с Вартимеем поразительный парадокс заключается в том, что, будучи слепым физически, он обладал совершенным духовным зрением! А вот окружающие Вартимея люди, у которых физическое зрение было в порядке, были поражены духовной слепотой, потому что не признали Иисуса своим Спасителем.
В ответ Иисус произносит хорошо известные слова: «…вера твоя спасла тебя» (от Марка 10:52). Вартимей всю жизнь ожидал спасения и узнал своего Спасителя, даже не видя его физически!
Как же поступил Вартимей со своим обретенным зрением? Он немедленно пошел за своим Господом, не желая ничего иного, как следовать за Ним.
Подобно Вартимею, мы также никогда не видели нашего Господа и не знаем, как Он выглядит наяву. Но мы знаем Иисуса по Его поступкам и Его учению. История Вартимея служит прекрасной иллюстрацией основополагающего учения Иисуса и побуждает нас спросить себя – достаточно ли хорошо лично мы знаем Того, кого ищем? Физическое зрение не равно духовному зрению. Нам недостаточно иметь веру, которая зависит только от того, что мы можем увидеть своими глазами, потому что главная суть истинной веры, о которой учит Иисус, основана именно на вере в невидимые вещи.
Эта тема развивается и в других местах Писания. Например, Павел рассуждает об этом во 2-м Послании к Коринфянам 4:3,4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».
Также можно вспомнить 1-е Иоанна 2:11: «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза».
И, наконец, во 2-м Петра 1:9: «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».
Эти стихи Библии подчеркивают, что наша вера и надежда могут пострадать, если мы подвергаем свое зрение воздействию неподобающих источников. Как правило, воздействие яркого света может привести к потере зрения. Однако в приведенных стихах апостолы поясняют, что мы можем быть ослеплены тьмой. Тьма согрешающего мира, распространение идолов и богов века сего может отвлечь нас от познания единого истинного Бога и привести к духовной слепоте.
«Горе вам, вожди слепые» (от Матфея 23:16)
Для предотвращения духовной слепоты нам крайне важно придерживаться предупреждений, данных в Священном Писании. Матфея 23 состоит из восьми стихов, которые начинаются с фразы «горе вам», обращенной к книжникам и фарисеям, и пять предупреждений о тех, кто слеп. Например, в стихе 24 Иисус говорит фарисеям: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!». Фарисеи стремились добиться уважения и похвалы от людей, скрупулёзно соблюдая мельчайшие детали Закона Моисеева. Однако они не смогли понять, что упускают из виду самые главные аспекты Божьего Закона – веру, любовь, милосердие и истину. В Евангелии от Матфея 23:26 мы читаем, что Иисус обращается не ко всем фарисеям, а к одному: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Этот стих заставляет нас задуматься над тем, что таким образом Иисус обращается лично к каждому из своих слушателей, в том числе и к нам, призывая каждого из нас поразмыслить о том – не уподобляемся ли и мы слепым фарисеям?
Прозрение Савла
Лучшим примером того, как физическое зрение противопоставляется духовному, является случай с апостолом Павлом, который первоначально был известен как Савл.
Павел (Савл) начал свою деятельность, как рьяный противник Божьего замысла, делая все возможное, чтобы остановить распространение Евангельской вести среди людей. Он присутствовал и одобрял мученическую смерть Стефана и, без сомнения, также сыграл свою роль в преследовании многих других людей. Но Павлу необходимо было потерять физическое зрение, чтобы обрести видение и понимание истинного пути жизни.
Когда он был ослеплен по дороге в Дамаск, его глаза открылись для Божьей вести о спасении через
Иисуса из Назарета. Есть три рассказа об этом драматическом событии, описанные в Деяниях 9, 22 и 26, которые содержат более подробную информацию. В Деяниях 22:14,15 говорится о том, что Анания сказал Павлу: «Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал».
Потеряв на три дня зрение, Павел воздерживался от еды и питья. А когда он вновь обрел зрение, то сразу же принял крещение. Получив наставления от Анании, Павел без колебаний сделал то, что было необходимо. Это замечательный пример того, как нам следует вести себя после прозрения от слепоты!
«Я свет миру» (от Иоанна 8:12)
Исцеление от слепоты было одним из самых распространенных чудес, совершенных Господом
Иисусом Христом. И хотя в Библии описаны многие случаи исцеления через других людей, но лишь Иисус исцелял слепых. И для нас понимание того, что только Иисус способен превратить духовную тьму в свет, имеет очень важное значение. В Евангелии от Иоанна 8:12 говорится: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Подобным образом в Деяниях 26:18 описывается поручение Павла язычникам: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету».
Сегодня, через хлеб и вино мы вновь с почитанием и благодарением вспоминаем спасительную жертву нашего Господа Иисуса. Мы признаем, что без Него все мы оставались бы в вечной тьме смерти, потому что только Он является источником Света в этом темном мире. Давайте вознесем молитвы благодарности Богу за то, что Он даровал нам прозрение через Сына Своего Иисуса Христа.
Джейк Брамхилл (06.10.2024г.)