Изучение Библии: 1 Паралипоменон 5; Иезекииль 18; Ев. от Луки 15.
Иисус часто учил людей с помощью притч. Он хотел с помощью своих историй преподать уроки смиренным людям, которых он любил. Сегодня мы читаем главу из Луки, в которой содержатся три притчи. Они посвящены одной теме – Бог проявляет любовь к потерянным людям и хочет, чтобы они вернулись.
Сначала нам нужно понять контекст главы 15 от Луки. В первых двух стихах мы читаем, как толпа людей собралась послушать Иисуса. Среди собравшихся были мытари (сборщики налогов). Их презирали, потому что они работали на римлян, под властью которых находилась страна. Здесь были и грешники (отвергнутые властями люди из-за того, что они не соблюдали строгие еврейские законы и традиции). Еврейским старейшинам, известным как фарисеи и книжники, Иисус не нравился, потому что он общался с «отбросами общества». Так а разве не этим людям нужна была помощь в получении Божьего прощения? Кого на самом деле Иисус пришел спасать? Давайте разберем стих 7 нашей главы. Религиозные начальники считали себя достаточно хорошими и угодными Богу, поэтому не чувствовали нужды в покаянии. По их мнению, они были праведными. Они решили, что это другие грешники, которым нужно менять свой образ жизни. Иисус же им мягко намекал, что им тоже нужно покаяние. Нам всем нужны учения Христа, потому что никто из нас не является настолько хорошим, чтобы спастись самому.
Притча об отбившейся овце
Одна овца отбилась от отары и вдруг поняла, что потерялась. Вечером пастух загнал стадо в загон и пересчитал овец. Оказалось, что одна овца пропала. Пастух оставил 99 овец в загоне и пошел назад по пути, которым они шли, чтобы найти пропавшую овцу. В конце концов он нашел ее ослабевшую и замерзшую. Он заботливо взял овцу на свои плечи. Ноша была тяжелой, обратный путь был долгим, плечи болели, но в конце концов овца была возвращена в свое стадо, а у доброго пастуха снова в стаде было 100 овец.
Братья и сестры, в этой истории мы легко узнаем самого Господа Иисуса Христа. И нам всем время от времени хочется, чтобы эти сильные руки заботливо подхватили нас. Мы рады, что Иисус на своих плечах заботливо принес нас домой. Когда мы крестились, мы отвернулись от этого мира, но мы легко можем сбиться с пути и потеряться. Как говорит Исаия: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:6). Для нас является большим утешением осознавать, что несмотря на то, что мы живем вдалеке от наших братьев и сестер, мы являемся частью большого братства, и что Иисус знает каждого из нас по имени, он заботится о нас, так же, как он делал это в отношении тех смиренных людей, которые слушали его притчи. Когда нам кажется, что мы потерялись, мы должны помолиться Доброму Пастырю. Он знает, как нас зовут. Он точно знает, где мы и насколько он нам нужен, и он придет на помощь.
Эта притча Иисуса заканчивается тем, что пастух позвал своих друзей и соседей, чтобы они порадовались вместе с ним. Пастух, найдя свою овцу, очень обрадовался и хотел разделить свою радость с другими. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (От Луки 15:7). Очевидно Иисус хочет, чтобы мы поняли, что мы все нуждаемся в покаянии. Но все эти три притчи рассказаны в контексте первых двух стихов главы, в которых отмечается, что еврейские лидеры были уверены, что они не нуждаются в покаянии. Они уже решили, что вполне праведны перед Богом.
Потерянная монета
В первой притче рассказывается об овце, во второй притче рассказывается о монете. В первой притче действующим лицом является мужчина, во второй притче действующим лицом является женщина. Обе эти притчи учат нас тому, что никто и ничто не может ускользнуть из поля зрения Господа Иисуса.
Возможно, монета для женщины представляла большую ценность. Возможно, монеты были нанизаны на нитку и женщина носила их на шее в виде ожерелья. Каким-то образом одна из монет упала на пол и закатилась в угол. Женщина бросилась искать ее. Она зажгла лампу и стала осторожно мести пол, пока не увидела монету. Она ее подняла и нанизала на нитку. После этого она устроила небольшой праздник, пригласив на него друзей и соседей. «Я нашла то, что потеряла», — сказала она (От Луки 15:9). Возможно, в этой притче больше внимания уделено женщине, чем монете. Женщина здесь символизирует экклесию Христа, а монеты выступают в роли ее членов. В жизни бывают разные случаи, иногда кто-то из верующих перестает общаться со своими братьями и сестрами. В этом случае братья и сестры должны собраться и предпринять усилия для возвращения в экклесию этого человека. Иисус говорит, что ангелы на небесах радуются, если один ушел из экклесии, но затем вернулся.
В этих притчах показано, что потерянная овца отошла от стада и заблудилась, в то время как монета была потеряна внутри дома. Здесь может говориться о том, что можно отойти от Бога, покинуть экклесию, как это было с потерянной овцой, или духовно сбиться с пути, даже оставаясь внутри общины. Но в обоих случаях, и в случае потерянной овцы, и в случае потерянной монеты, на небесах радовались, когда они возвратились ко Христу.
Потерянные сыновья
Нам не хватает времени или места, чтобы разобрать третью притчу из этой серии, но все же хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что несмотря на то, что эту историю обычно называют «Притча о блудном сыне», на самом деле в ней речь идет о двоих, которые отошли от Бога.
Младший сын захотел получить свою долю отцовского наследства сейчас, он не хотел ждать, пока отец умрет. Наверное, отцу это требование не понравилось, но он решил удовлетворить желание младшего сына. Он продал часть своего имения, а вырученные деньги отдал сыну. После этого этот юноша ушел из дома. Говорится, что он: «…пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (От Луки 15:13).
Прошло какое-то время, деньги были потрачены, а новые друзья молодого человека покинули его. В стране наступил голод, еда очень подорожала. В своей стране это был уважаемый молодой еврей, а здесь ему пришлось унизиться до того, чтобы пойти работать на свиноферму! Такое разочарование и голод привели его в чувство, он решает бросить все и возвратиться домой. Он готов был пасть на колени перед отцом и покаяться в содеянном. «Придя же в себя, сказал: «…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему» (От Луки 15:17-20).
Удивительно, но отец уже ждал своего сына. Иисус нарисовал перед нами замечательную картину как Всемогущий Бог всегда ждет и хочет найти Своих потерянных. Отец встретил и крепко обнял своего покаявшегося сына, даже не дав ему высказать подготовленные для этого случая слова. Отец хотел, чтобы вся семья с радостью встретила вернувшегося сына, он полностью простил его: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (От Луки 15:24).
Однако это веселье было омрачено реакцией старшего брата, который не проявил к младшему ни любви, ни прощения. В нем взыграла ревность. Здесь Иисус указывает на тех, кто думает, что они праведны перед Богом и не нуждаются в покаянии. В конце они не присоединятся к веселящимся в Божьем Царстве. Ясно, что эти слова Иисуса были адресованы фарисеям и книжникам, упомянутых в стихе 2 нашей главы.
Уроки
Глупая заблудшая овца была найдена, что вызвало радость у небесных ангелов. Потерянная монета была возвращена на свое место, что тоже вызвало большую радость. Эгоистичный и расточительный младший брат, покаявшись и изменив свое отношение к отцу, вернулся в родную семью.
Господь Бог и Его замечательный Сын и Спаситель всегда готовы принять нас обратно к себе, если мы покаемся и попросим прощения. Конечно, куда лучше прежде всего никуда не уходить. Но мы все люди и когда мы поймем, что в чем-то были неправы перед Богом или отошли от него, путь назад всегда для нас открыт.
Господь Иисус пришел спасать грешников. Он сделал это по отношению к другим и готов принять нас назад к себе. Давайте же вспомним о нем с помощью хлеба и вина и возрадуемся, окруженные его любовью.
Дэвид Симпсон (22.09.2024г.)