Изучение Библии: Второзаконие 4; Притчи 31; Иоанна 15,16.
Иисус Навин перевел сынов Израиля через Иордан и уже завоевал Иерихон и Гаи. Теперь он находился высоко в горах, и Моисей поручил ему собрать народ в Сихеме, где он должен был прочитать им Закон Моисеев, чтобы напомнить о благословениях, если они будут слушаться Бога, и о проклятиях, которые последуют, если они отвергнут Его.
Как сказано во Второзаконии 27:12, были избраны шесть колен, которые должны стоять на горе Гаризим, а остальные шесть колен заняли склоны горы Гевал (стих 13), расположенные напротив горы Гаризим. С вершины холма народ мог наблюдать за долиной снизу, где на свежеуложенной извести, нанесенной на гладкие камни, взятые из реки Иордан, записывалась копия Закона Божьего (стих 4). На их глазах разворачивалось строительство жертвенника, которое сопровождалось ароматом приношений, исходящим от рук священников и левитов (И.Навин 8:31). Они могли слышать, как Иисус Навин зачитывает: «…все слова закона», сопровождая их громким «Аминь» после произнесённых им «благословений и проклятий». Сейчас мы не можем точно сказать, читал ли Иисус Навин буквально «все слова Закона». Возможно, что это были слова из книги Второзакония. Невозможность пересечь долину, которая простиралась между двумя коленами, послужила ярким примером собравшемуся народу. Эта естественная преграда стала мощной иллюстрацией, олицетворяющей глубокую пропасть, существующую между благословениями и проклятиями, добром и злом, послушанием и проступками, жизнью и смертью. Тем самым Иисус Навин наглядно показал, что перед всем народом стоит их собственный выбор принятия ответственности за последствия своего послушания или непослушания, и таким образом он выполнил порученное ему дело перед Богом, Моисеем и Израилем.
Моисей во Второзаконии 28 также предельно ясно объяснил выбор и четко определил лишь два варианта, стоящие перед Израилем: либо послушание Богу, либо неповиновение Ему. И этот выбор не оставлял израильтянам никаких промежуточных вариантов – они должны были выбрать либо одно, либо другое. Выбор послушания означал Божье благословение и процветание, а непослушание – проклятие и погибель.
Подобный же выбор дан и нам, хотя для нас сейчас он представлен совсем в иных обстоятельствах. В современном мире мы не можем физически стоять вместе с израильскими коленами в горах Геваля и Гаризиме, но мы можем мысленно представить себе расстояние между двумя горами, символизирующее разницу между Божьими «благословениями» и «проклятиями». Это очень важный урок для нас, как подчеркивает 1-е Коринфянам 10: «А это были образы для нас… Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.» (стихи 6, 11).
Господь Иисус с Его Божественной мудростью обращает наше внимание на тот же урок. Он говорит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (отМатфея 7:13).
На жизненном пути нам приходится делать выбор – чего мы хотим в жизни. Подавляющее большинство, движимые погоней за сиюминутными удовольствиями, выбирает легкую дорогу через широкие ворота – вниз по склону горы. Однако этот путь ведет к погибели. Для нас же узкая, каменистая дорога по горам ведет к подлинному «благословению» – вечной жизни в Царстве Божьем. Но Иисус подчеркивает, что: «немногие находят их» (стих 14). И хотя в этой жизни нам не обещаны буквальные благословения и процветание, которые были обещаны Израилю в случае их послушания, мы сможем наслаждаться вечной жизнью в Царстве, если будем служить Господу Богу нашему в «чистоте и искренности».
К сожалению, народ Израиля неоднократно отворачивался от Бога навлекая на себя Его осуждение. Эти периоды: “…проклятия, смятения и несчастий» (Второзаконие 28:20) были столь многочисленны, что почти все книги Ветхого Завета описывают обличения и осуждения Израильского народа за их грехи.
В Северном царстве цари многократно «вводили Израиль во грех», следуя отрицательному примеру Иеровоама, сына Наватова. Особенно тяжелым для Северного царства было время правления Ахава и его нечестивой жены Иезавели. В ответ на их неповиновение Бог вызвал трехлетнюю засуху, чтобы предупредить народ о необходимости возвратиться к Нему (3 Царств 17:1). В южном царстве аналогичным падением было правление царя Ахаза, из-за которого – «унизил Господь Иудею». Во время его правления Идумеяне увели в плен многих жителей Иудеи (2 Паралипоменон 28:17-19). Однако окончательной точкой падения стало разрушение и сожжение Иерусалима Навуходоносором. Это событие ознаменовало конец правления Седекии, который был назван «недостойным, преступным вождем Израиля» (Иезекииль 21:25). После этого почти всё оставшееся в живых население было уведено в вавилонский плен.
Пророческие предостережения Моисея о проклятиях продолжали обрушиваться на евреев и в новозаветные времена. Во время служения Иисуса, несмотря на то что евреи жили на своей земле, они находились под властью римлян. А впереди их ждало еще худшее, потому что они отвергли благовестие Иисуса. Перед самым распятием Иисус предупредил дочерей Иерусалима, чтобы они плакали не о Нем, а о себе и своих детях (Луки 23:28). Еврейскому народу предстояло пережить невиданные страдания в 70 году н.э., когда римляне осадили и разрушили Иерусалим. Пророческие проклятия о разрушении Иерусалима, описанные в 28 главе Второзакония, исполнились с абсолютной точностью. Еврейский народ, как и было предсказано, «остались в небольшом числе» (стих 62). Их «изгнали из земли» (стих 63), они были рассеяны «по всем народам, от края земли до края земли» (стих 64). Их пребывание в чужих землях принесло им немало страданий: «не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей… трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души» (стих 65). Их дни стали наполнены неопределенностью, «жизнь твоя будет висеть пред тобою», они были исполнены страха «ночью и днем», не имея никакой «уверенности в жизни» (стих 66). Они выражали свое отчаяние, произнося каждое утро «о, если бы пришел вечер!», а по вечерам – «о, если бы наступило утро!» (стих 67). К сожалению, страдания Израиля на протяжении веков были вызваны их собственным неправильным выбором.
В конечном итоге Холокост, немецкий геноцид шести миллионов европейских евреев в период с 1939 по 1945 год, вынудил все большее число евреев возвращаться в Палестину.
Нам тоже необходимо сделать выбор
Уроки, извлеченные из исторического пути Израиля, обладают неоспоримой ценностью для нас и сегодня. Конечно, мы могли бы просто с чувством сожаления взглянуть на испытания древнего Израиля, а затем попросту забыть его историю. Но в таком случае мы упустим возможность для самостоятельного размышления и это было бы неразумно. Потому что тема Божьего благословения и проклятия по-прежнему остается актуальной и для нас, как это было для Израиля во времена Моисея. Поэтому нам так важно правильно понять символическое значение двух гор – Гевал и Гаризим, где Моисей увещевал народ соблюдать Божий завет. Ведь эти горы, как мы уже отмечали, являются ветхозаветными аналогами широкого и узкого путей, о которых говорил Христос.
И мы, Божьи служители, стоим перед тем же самым выбором, как когда-то израильский народ: встать на путь благословения или свернуть на дорогу проклятия, потому что среднего пути между благословением и проклятием не существует. Об этом говорится во Второзаконии 27 и 28, а также при проведении обряда в Сихеме, описанного в книге Иисуса Навина 8.
В момент судного дня каяться о неправильном выборе будет для всех уже слишком поздно. Тем, кто слышал учения Господа, но выбрал пренебречь ими, предстоит услышать лишь одно: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (от Матфея 7:23). Нам необходимо помнить, что тех, кто выбрал путь проклятия, постигнет вечное отвержение (от Матфея 8:12). А те, кто избрал верный путь благословений, согласно последней притче Иисуса – это овцы, находящиеся по правую руку от Него, которые услышат Его приглашение: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (отМатфея 25:34).
Именно перед такими же двумя вариантами выбора стоял и Сам Господь Иисус Христос, наш Спаситель. В каждом Его решении, во всех Его поступках, в каждом действии, посещении какоголибо места и в произнесенных словах – всё было направлено Иисусом на исполнение Божьей воли, следуя путём праведности. Его послушание Божьим заповедям было первостепенным и необходимым для того, чтобы Он смог исполнить Свою роль совершенной жертвы.
Именно самоотверженную жертву нашего Господа Иисуса мы вспоминаем каждый раз посредством хлеба и вина. Также, «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию» (1-е Коринфянам 11:26), мы воздаем хвалу Его неизменному послушанию. Пожалуй, ни в какой другой ситуации масштаб выбора для Иисуса не проявился так остро, как это произошло с Ним в Гефсиманском саду. Оказавшись перед лицом надвигающейся смертной казни на кресте, Иисусу предстояло сделать основной выбор: должен ли Он исполнить волю Отца, приняв мучительную смерть, или навечно исчезнуть во тьме? И это всегда самый главный выбор в жизни – выбрать путь послушания Отцу или отвергнуть Его. Благодарение Богу, Его Сын избрал: «не Моя воля, но Твоя да будет» (отЛуки 22:42).
И таким образом, благодаря этому выбору Иисуса нам стали доступны благословения вечной жизни в Царстве Божьем. Давайте же выразим благодарность за великий пример Иисуса, признавая огромное значение Его жертвенного выбора для нашего спасения. Размышляя о судьбоносном решении нашего Спасителя Иисуса, давайте будем радоваться безграничной благодати, которую даровал нам Его самоотверженный поступок, открывая нам путь к вечному спасению!
Рег Карр (21.04.2024г.)