Библейские чтения: Есфирь 1; Амос 6; 2 Тимофею 3,4.
Наше второе чтение Библии за сегодня принадлежит Амосу, пророку, который был послан как в Израиль, так и в Иудею. Амос осуждает граждан Сиона и Самарии, столиц двух народов. «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа» (Амос 6:1), – говорит он. Первые восемь стихов этой главы наполнены осуждением процветания и самодовольства народа Божьего. Что привело их к этому и почему их процветающая жизнь была такой неправильной? Взгляд на историю этого периода дает нам подсказки.
Весть Амоса пришла во время 40-летнего правления Иеровоама II в Израиле. Хотя он был безбожным царем, во время его правления Бог проявил к Израилю особую милость: «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера, ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова» (4 Царств 14:25-27).
Чего же нам ожидать после такого неожиданного избавления? Было ли признание Божьей помощи, когда пророк Иона, возможно, напоминал народу, что это была работа Бога?
В Иудее на престоле восседал Озия, царь, чьи ранние годы были очень позитивными: «И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2 Паралипоменон 26:4-5). Это привело к победам над его врагами и благословению мира и процветания на долгие годы. Опять же, какой реакции мы можем ожидать от южной страны? Благодарность Богу за Его помощь? Осознание того, что всё их процветание, победы и безопасность исходили от него? Обновленное посвящение служению Богу? К сожалению, реальность, как говорит нам Амос, была совсем иной.
Процветание, дарованное им Богом, не отмечалось благодарственными жертвами Богу. Скорее, произошел взрыв потакания своим прихотям: лежание на постелях из слоновой кости, пиршество, поедание ягнят и телят, изобретение музыкальных инструментов для развлечения, предавание вину и создание дорогих духов (Амос 6:4-6). Все деньги и время, которые можно было бы использовать в радостном служении Богу, для жертвоприношений или поклонения, вместо этого использовались для самоудовлетворения.
Похоже, что победы, данные Богом обоим народам, обеспечившие безопасность и мир, привели к тому, что они стали высокомерными и самоуверенными. Они: «…день бедствия считали далеким» (Амос 6:3), воображая, что могут рассчитывать на свою собственную силу в обозримом будущем. Фактически, многие в Израиле считали свои победы собственным достижением: «…вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» (стих 13).
Наряду с этим самодовольным и самоуверенным отношением люди также не смогли отказаться от своего безбожного поведения. Они приблизили: «…место насилия» (стих 3) и превратили: «…правосудие в желчь» (стих 12). Неспособность Израиля и Иуды признать руку Бога в своих победах и процветании, а также их неспособность почтить Бога всем, что Он им дал, обошлось им дорого. Израиль потеряет территорию, которую он недавно приобрел (сравните стих 14 с 4 Царств 14:25). Их боевые победы обернутся поражениями (стихи 8, 14), и процветание обоих народов рухнет, когда Бог обрушит на них огромное землетрясение: «Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами» (стих 11). Всё это произошло потому, что Божьи благословения для Его народа воспринимались как нечто само собой разумеющееся, и они не смогли оценить источник всего хорошего в их жизни.
Итак, какие уроки мы можем извлечь из послания Амоса народу Божьему? Во-первых, он предупреждает нас, что в хорошие времена легко забыть о Боге. Оба народа наслаждались миром, посланным им Богом, не задумываясь о том, кто принес эти благословения. Это может представлять опасность и для нас. Когда мы оказываемся в ситуации, когда кажется, что жизнь складывается хорошо, мы легко можем не поблагодарить Бога, благословившего нас. Поэтому нам важно каждый день благодарить Бога в молитве, помня, что Его верность велика, а Его сострадание неисчерпаемо (Плач Иеремии 3:22,23).
Однако существовала и вторая опасность, которую нам также следует избегать. Божий народ наслаждался дарованным им процветанием, используя его для потакания своим прихотям, а не тратя свое время и деньги на большее служение и преданность Богу. Ни животное, ни мех с вином не были возвращены Богу в качестве благодарственной жертвы; никакие инструменты не играли, чтобы прославить их спасителя. Вместо этого всё было использовано для того, чтобы их личная жизнь была максимально удовлетворительной.
Вполне возможно, что мы можем попасть в ту же ловушку, и когда Бог благословляет нас обильно (или, по крайней мере, больше, чем нам нужно), мы не отвечаем. Конечно, в наш век у нас больше нет храма, в который мы могли бы приносить подношения, или храмового оркестра, который мы могли бы субсидировать. Но если мы благодарны за то, что Бог дал нам, тогда никогда не будет проблемой найти способы, которыми мы можем отразить Его доброту в жертвах, которые мы приносим на благо других. Возможно, мы сможем дать больше на поддержку благотворительных организаций в нашем сообществе; или, может быть, у нас есть больше времени, которое можно было бы использовать для посещения одиноких, для личной проповеди, для помощи в благотворительном деле и так далее. Возможно, наш дом сможет стать оазисом для тех, кому нужен ночлег или общение в Истине. Гораздо лучше реагировать подобным образом, чем сосредотачиваться на потакании своим слабостям; отдых, садоводство, хобби, чревоугодие и хорошее отношение к себе. Это был ответ Израиля на обильные благословения, но он не обязательно должен быть нашим.
Наконец, 6-я глава Амоса наполнена языком самоуспокоенности: люди «спокойно», «отдаляются от судного дня», «лежат на ложах из слоновой кости», «растягиваются на ложах», «праздно поют», «возлежат на кровати», «банкеты». Здесь были люди, не заботившиеся о мире, которые считали, что если бы сегодня всё было хорошо, то Бог не мог бы готовить для них суд. Это напоминает нам о том, что сказал Иисус, когда предупреждал своих учеников на Елеонской горе. Он сказал: «…и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (от Луки 17:26-29).
Для тех из нас, кто живет в относительно благополучной части мира, это, несомненно, должно быть одной из величайших опасностей; что мы становимся подобными поколению Ноя, Лота или Амоса, наслаждаясь моментом и не думая о том, что произойдет в ближайшее время. Это предостережение Иисуса в конце Елеонского пророчества: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает» (от Матфея 24:48-50).
Иисус учит нас, как своих учеников, быть бдительными, стоять у дверей в готовности к его пришествию, духовно питая нуждающихся, а не фигурально лежать на диване в бездействии и питать только себя.
Память о нашем спасителе и его жертве ради нас может только помочь в этом. Это побуждает нас каждую неделю думать о величайшем благословении из всех, что мы получили, – о прощении наших грехов. Когда мы размышляем над всем, через что прошел Иисус, чтобы принести нам это благословение, это должно вновь побудить нас посвятить Богу каждый момент своей жизни и в знак благодарности следовать по его стопам.
Марк Уиттакер (26.11.2023г.)