Библейские чтения: 1 Царств 4; Исаия 50; Откровение 10,11.
Илий, престарелый первосвященник, сидел снаружи Скинии. Он ждал новостей и в то же время вспоминал свою жизнь и поступки. Он был судьей Израиля и духовной совестью нации в течение 40 лет. Сейчас ему было 98 лет, и он был слеп. Но он находился в смятении.
Несомненно, приближаясь к концу своей жизни, он должен был бы иметь возможность оглядываться на свое служение с чувством удовлетворения. Но в этот момент он пребывал в состоянии страха и дурных предчувствий. Ранее в тот же день армия Израиля отправилась на битву, взяв с собой Ковчег Божий. За ним присматривали два его нечестивых сына, которые уже опозорили имя Божье. Размышляя об этом, он, вероятно, с некоторой горечью вспомнил, что именно из-за его сыновей у Израиля все пошло наперекосяк. В 1 Царств 2:23-25 мы читаем, что он упрекал своих сыновей за их злые поступки. Но этого было недостаточно и было уже слишком поздно.
«И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти».
Хотя это было правдой, что он упрекал своих сыновей, очевидно, что в глазах Бога он сделал недостаточно. Что сказал Бог? «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?» (1Цар.2:29). Отношение Илия было неоднозначным. Он обнаружил, что скомпрометирован. Его сыновей следовало бы отстранить от священства, но он не мог заставить себя сделать это. И он наслаждался сочным мясом, которое они крали с жертвоприношений. Богу было что сказать о сыновьях Илия: «И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день» (1Цар.2:34).
Теперь, сидя за пределами жилища Божьего, Илий ждал, чтобы услышать то, что, как он опасался, могло оказаться плохими новостями. В прошлый раз, когда филистимляне напали на израильтян, Израиль потерпел поражение в битве. После этого кто-то предположил, что если они возьмут Ковчег Божий с собой на поле боя, то одержат победу. Илий был против этого предложения, но его переубедили. Он знал, что они хотели использовать Ковчег, видимый символ Божьего присутствия, чтобы он принес им удачу. Но вы не можете вот так повсюду носить с собой Бога. Бог действует не таким образом. Мы должны верить в Него, даже если мы не можем Его видеть. Так оно и было, они отправились на битву, но филистимляне снова одержали победу.
Смятение и страх Илия были оправданы. Мы отмечаем, что он беспокоился не столько о своих сыновьях, сколько о сохранности Ковчега. Он, должно быть, понял, что это был тот момент, который предсказал Бог, когда к нему подбежал посланник, запыхавшийся после долгого бега: «И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят. Когда упомянул он о ковчеге Божием, [Илий] упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он [был] стар и тяжел. Был же он судьей Израиля сорок лет. Невестка его, жена Финеесова, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свекра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли ее» (1 Царств 4:17-19).
Возможно, Илий знал, что у него недостаточно сил, чтобы остановить это неуместное действие. Он понял, что снова не смог поступить правильно перед Богом. Я уверен, что Илий верил в Бога Израиля и старался служить Ему как можно лучше, но, оглядываясь назад на свою жизнь, он мог видеть, что не преуспел в служении Богу. Он также мог видеть, что юноша Самуил, который служил в Скинии, внесет большие изменения в поклонение Богу.
В Послании к Евреям 4:14,15 мы читаем о другом первосвященнике: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха».
Как и Илий, Иисус находился в привилегированном положении первосвященника, что влекло за собой большую ответственность. Они оба представляли Господа Бога в своей жизни. Любая ошибка или недостаток отражались не только на них, но и на поклонении Богу. Илию следовало нести ответственность не только за себя, но и за тех, кто его окружал, и не жалеть упреков, когда это было необходимо.
Мы можем вспомнить случаи в Евангелиях, когда Иисус описывал ситуации, аналогичные тем, в которых оказался Илий со своими сыновьями. Он наблюдал за жизнью фарисеев, священников, храмовых чиновников, законников и книжников. Иисус не только указал на то, что они делали неправильно, но и в случае с коррумпированными менялами в Храме насильно выгнал их.
Иисус всегда ставил Бога на первое место. Когда он умер, он мог оглянуться на свою жизнь и честно сказать, что его работа была закончена. Он исполнил все, что требовал от него Бог. Он испытывал искушение поступить неправильно, как поступаем мы, но всегда сопротивлялся этому. Таким образом, он доказал, что является идеальным священником, способным привести нас к Богу, потому что он испытал нашу слабость и прошел все испытания.
Когда мы сравниваем Иисуса с Илием, этих двух слуг Бога, неудивительно, что мы можем испытывать некоторую симпатию к Илии. Подобно ему, мы иногда можем неправильно расставлять приоритеты или идти на компромисс. Это вовсе не оправдание, скорее трезвая оценка наших недостатков. Как и Илий, мы часто сожалеем о том, что не вмешались в критический момент, и слишком поздно понимаем, что потерпели неудачу. Независимо от того, было ли наше служение долгим или коротким, мы должны проверять себя каждый день. Нам нужно признать свои недостатки и проблемы и обратиться к Богу в молитве.
В нашей жизни, посвященной служению Богу, мы представляем Его окружающим нас людям, как это делали Илий и Господь Иисус. Неудачи Илия повлияли не только на его собственную жизнь, но и на народ Израиля, чье поклонение Богу было испорчено из-за того, что его сыновья разрушили жертвы, которые люди приносили в вере Богу. Мы можем думать, что наши неудачи повлияют только на нас самих, но Бог смотрит на вещи иначе. Люди наблюдают за нами, когда мы заявляем, что являемся последователями Иисуса, и ищут несоответствия в нашем поведении, точно так же, как они это делают с политиками. Поэтому давайте всегда отдавать себе отчет в нашем поведении и в том, какое влияние оно может оказать на других. Мы призваны к жизни, посвященной служению нашему Небесному Отцу, и именно это должно быть нашим главным приоритетом.
Мы подходим к символам жертвы Иисуса, сознавая, что он всё делал хорошо. Мы радуемся, потому что его совершенство сделало возможным для него быть Спасителем для каждого из нас. Мы смотрим на него как на наш пример и источник вдохновения. Исповедав свои грехи и приняв крещение во спасительное имя Иисуса, мы, как и Илий, ждем новостей. Когда в нашу дверь постучат и скажут, что Иисус снова здесь, пусть мы поднимемся навстречу ему с радостью. Тогда, по милости Божьей, мы будем в Царстве Небесном.
Кен Лейси (25.06.2023г.)