Библейские чтения: Второзаконие 24; П.Песней 4; Деяния 18,19.
В нашем сегодняшнем чтении Библии из книги Второзакония мы находим наставления Моисея, обращенные к израильтянам перед тем, как им предстояло пересечь реку Иордан и войти в Землю обетованную. В этом месте целой серии бесед, продолжавшихся в течение месяца, Моисей напоминает им: «…Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь закон, которому научат вас священники левиты» (Второзаконие 24:8).
Проказа была одним из самых страшных заболеваний в Израиле во времена Ветхого Завета. Она превращала свою жертву в социального изгоя. Не могло быть никакого обмена повседневными дружескими отношениями, которыми он или она раньше наслаждались; также не могло быть никакого участия в совместном богослужении в Скинии или Храме. У нас не остается сомнений относительно значения проказы, потому что Иисус часто ссылается на правила обращения с проказой в книге Левит.
В книге Левит гл.13 нам даются подробные инструкции для священника, чтобы он мог распознать симптомы проказы. Были и другие кожные заболевания, которые не были столь серьезными. Но настоящая проказа медленно разъедала тело человека, пока, в конце концов, он не умерал. Болезнь атакует нервы под кожей и лишает их чувствительности, так что больной не ощущает, когда горит или истекает кровью, и его руки становятся узловатыми, так что невозможно ими ухватиться. Поскольку проказа заразна, важно держать больного подальше от других людей. В те далекие времена не было лечения. Как только человек заболевал – он был обречен на медленную смерть. Проказа стала наглядным символом склонности ко греху, которую мы все унаследовали от родителей и которая медленно сводит нас в могилу.
Очень редко кто-то выздоравливал от проказы. Если прокаженному действительно становилось лучше, он мог вернуться в человеческое общество только после того, как священник осмотрел его, чтобы убедиться, что никакой болезни не осталось. Затем человек должен был пройти ритуал очищения.
По мере того как мы читаем Левит гл.14, нам рассказывается об этом длительном процессе, в ходе которого прокаженный, уже выздоровевший от болезни, должен принести в жертву двух птиц и вымыть всё тело с головы до ног. Это связано с новозаветным омовением водой при крещении и нашей еженедельной поминальной службой в память о пролитии крови Иисуса. Только после этого исцеленный прокаженный мог вернуться в общину и присоединиться к службам поклонения Богу.
Иисус замечательно проиллюстрировал процесс исцеления в истории с десятью прокаженными в Ев. от Луки 17:11-14, где мы читаем: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились».
Только показав себя священнику и пройдя очистительный ритуал, Закон Моисея позволял им вернуться к общению с людьми, и с Богом. Это также было убедительным свидетельством для священников о том, что Иисус из Назарета может исцелить неизлечимую болезнь греха.
Один из десяти прокаженных повернулся и прославил Бога. Иисус сказал ему: «…иди; вера твоя спасла тебя» (Луки 17:19). Возможно, после этого случая, он последовал за Иисусом.
Остальные девять вернулись к своему прежнему образу жизни. Закон Моисеев не излечил их от болезни греха. Только Иисус мог сделать это. Об этом принципе автор Послания к Евреям рассказывает в гл.7:19: «Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
В книге Числа гл.12 мы можем прочитать об инциденте с Мариам, сестрой Моисея, которая вместе с Аароном усомнилась в авторитете Моисея. Из-за этой критики Мариам заболела проказой и стала «белой, как снег» (стих 10). Но по мере того, как читаем дальше, мы начинаем понимать связь проказы Мариам с грехом, когда Аарон говорит Моисею: «Господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили…» (стих 11). Не могло быть никаких сомнений в том, что проказа Мариам была прямым следствием ее выступлений против Моисея.
В книге Левит гл.13 подробно описаны четыре меры предосторожности, которые должен был предпринять прокаженный, чтобы предотвратить распространение болезни. Они должны были рвать на себе одежду, иметь непокрытую голову, носить маску, чтобы не распространять заразу ртом, и предупреждать приближающихся людей криком: «Нечист, нечист» (стих 45).
Возможно, мы сможем оценить духовный аспект, упомянутый здесь. Человек, зараженный проказой, уже почти мёртв. Итак, человек ведет себя как на собственных похоронах: рвет на себе одежду от горя, обнажает голову и закрывает лицо. Мы все были в таком положении до того, как соединились со Христом. Мы попали в ловушку нашей человеческой природы, в состоянии отчаяния. Апостол Павел выражает свои чувства, когда говорит: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римлянам 7:24)
Затем он сам же отвечает на свой вопрос: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (стих 25).
Очищенного прокаженного в обязательном порядке обмазывали кровью жертвы повинности: «И возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его» (Левит 14:14). Здесь мы снова видим три духовных урока для очищенного прокаженного:
- Он должен был услышать и понять Божественные принципы (помазанное ухо).
- Он должен был стараться изо всех сил применять в жизни услышанные духовные принципы (помазанный большой палец правой руки).
- Он был призван день за днем идти прямым и узким путем праведности (помазанный палец правая нога).
Возможно, теперь мы можем понять, почему Павел однажды написал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Галатам 3:24).
Проказа греха, как и вирус Ковид-19, очень заразна. Он постоянно присутствует вокруг нас, куда бы мы ни пошли: есть на нашем рабочем месте; вылетает из нашего телевизора или нашего мобильного телефона; он наполняет наши мысли. Медики часто говорят нам, что с большей вероятностью мы поддадимся инфекционным заболеваниям, если наша сопротивляемость будет низкой. Итак, давайте вести здоровый образ жизни, читая правильные вещи, смотря правильные вещи, слушая правильные вещи и находясь в правильной компании! Всё это укрепит нас, позволит нам идти по пути, угодному нашему Небесному Отцу. Затем, когда придет Иисус, он пригласит нас занять место в его чудесном Царстве, которое он установит на земле.
Наконец, когда мы вспоминаем нашего Господа в хлебе и вине, давайте подумаем о Его образе жизни без проказы. Он победил заразу греха, контролируя свои мысли и следуя трудным путем, который повелел Ему пройти Отец. Затем на кресте он стал символом очищения, подобным тем двум птицам, одна из которых умерла и пролила свою кровь, а другая – вознеслась в небо. Он был безупречной, совершенной жертвой, очищающей нас от всех наших грехов.
Родерик Титли (07.05.2023г.)