Библейские проповеди
“Ходите прямо ногами вашими” (Евр.12:13)
29.04.2023

Библейские чтения: Второзаконие 17; Екклесиаст 9; Деяния 8

Книга Второзакония – увлекательное исследование. Ее стиль отличается от других писаний Моисея. Во вступительной главе нам сказано, что с этими словами Моисей обратился к народу на восточной стороне Иордана. Это произошло в конце скитаний по пустыне, в последний год жизни Моисея и как раз перед тем, как дети Израиля вошли в Землю

Обетованную со своим новым лидером Иисусом Навином. Второзаконие означает “повторение”, потому что это было второе чтение Закона Моисея детям тех, кто впервые услышал его на горе Синай. Моисей дает Иисусу Навину и народу торжественное наставление (Второзаконие 3:28) соблюдать уставы и заповеди, которые он получил от Бога небесного: “Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, даёт вам” (4:1).

Эти заповеди относились к всему народу и каждому индивидуально; не имело значения, богат ты или беден, слуга или хозяин, мужчина или женщина – все были равны перед законом Божьим. Те, кто был у власти, несли большую ответственность, но один и тот же закон в равной степени применялся ко всем. Действительно, Моисей особенно стремился показать, что предводитель или правитель несет еще большую ответственность за соблюдение закона.

Несколько раз в книге мы встречаем выражения вроде “…когда ты придешь в землю сию”. В сегодняшнем чтении, во Второзаконии 17:14, нам дан такой пример. Эти слова знакомят нас с обязательствами, возложенными на человека, который должен был быть назначен царем. Этот раздел начинается со стиха 14 и заканчивается в конце главы. Обратите внимание, как в стихе 18 говорится, что царь был обязан “списать для себя список закона сего”. Вероятно, это была именно книга Второзакония, которую он должен был скопировать. Сотни лет спустя, когда царь Иосия проводил свои реформы, и Храм очищался от скопившегося в нем мусора, была найдена копия Закона. Она могла быть официальной копией, с которой король переписал слова своей собственной версии. Переписав закон, он должен был изучить его, чтобы научиться бояться Господа и соблюдать его заповеди.

Во Второзаконии 17:20 есть интересный момент, и мне хотелось бы, чтобы мы сосредоточились на нем в нашей проповеди. Во-первых, обратите внимание на начало стиха 20, где говорится, что чтение и размышление царя над законом Божьим должно было напоминать ему, чтобы он не возносился в гордыне над своими братьями. Наше собственное пристальное изучение Священных Писаний должно оказать на нас такое же влияние. Нам напоминается о нашей слабости и ничтожестве перед Богом. Быть смиренным – это тема, которая прослеживается как в Ветхом, так и в Новом Заветах, вероятно, потому, что мы находим это таким сложным испытанием! Далее следует короткое выражение: “…не уклоняйтесь от заповеди ни направо, ни налево” (Второзаконие 5:32). Мне кажется, в этой фразе есть что-то очень поэтичное. Немного подумав, мы можем увидеть силу этого высказывания. Здесь оно появляется впервые. Моисей только что дал людям Десять заповедей и настойчиво напомнил им не только соблюдать их, но и учить им своих детей. Увещевание заключается в том, что нам нужно сосредоточиться на Божьем пути, прямом и устремленном вперед. Отклоняться в ту или иную сторону – значит сбиваться с пути. Искушения этого мира, такие как стремление к богатству и собственности, красивой одежде и домам, уводят нас с узкого, прямого пути Бога. Мы должны придерживаться этой угодной Богу дороге.

В конце книги Второзакония, когда Моисей закончил излагать историю путешествия по пустыне и произнес прощальные речи перед своим народом, он умирает на горе Нево. Иисус Навин принимает мантию лидера и ведет детей Израиля в эту землю. Теперь, в первой главе книги Иисуса Навина, мы читаем о его назначении и откровении, данном ему Бога. Здесь мы находим эту Божью заповедь: “Только будь твёрд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон… не уклоняйся от него ни направо, ни налево” (Иисус Навин 1:7).

Другими словами, Иисус Навин должен был быть полностью сосредоточиться на своей задаче, не отклоняясь от нее, и тогда Закон Моисея придал бы ему силы и мужество.

Ближе к концу книги Иисуса Навина (23:6), мы обнаруживаем, что сам Иисус Навин повторяет то же самое наставление старейшинам, которые были ответственны за руководство соплеменниками. Иисус Навин внушает им соблюдать и исполнять все, что написано в законе, а именно: “…не уклоняться от него ни направо, ни налево”.

Единственное другое место, где я могу найти это выражение в Ветхом Завете, связано с царем Иосией, который обнаружил копию Закона в Храме. Во 4 Царств 22:2 нам дан божественный комментарий к его жизни. Там говорится, что он сделал то, что было правильно: “…не отклоняться ни вправо, ни влево”.

Чтобы сосредоточиться на прямом пути, мы должны быть ревностны в нашем ежедневном чтении и изучении Священных Писаний. Только ежедневным повторением мы впитаем разум нашего Небесного Отца и научимся ходить правильным путем.

Иисус использует подобную тему, чтобы научить тому, как важно следовать прямым путем и смотреть вперед с ясной целью. Он использовал образ земледельца, чтобы преподать этот урок. Один человек утверждал, что он с удовольствием последовал бы за Иисусом, но сначала ему нужно вернуться домой к своей семье. Он хотел отложить вступление на евангельский путь. Иисус говорит ему: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия” (Луки 9:62). Чтобы пропахать прямую борозду, землепашец должен сосредоточить взгляд на конце поля, возможно, на дереве или палке, воткнутой в землю. Лишь добравшись дотуда, он развернется и пойдет назад по другой борозде. Если во время вспашки он постоянно оборачивается, чтобы посмотреть, откуда он пришел или что делает его сосед, его борозда будет отклоняться влево и вправо, и на его поле будут большие участки, где семена не прорастут.

Иоанн Креститель пришел возвестить о пришествии Мессии. Когда евреи спросили его, кто он такой, он ответил цитатой из Исаии 40:3. Там пророк предсказал, что Иоанн скажет людям подготовить свои сердца к приходу Мессии. “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему», – писал Исаия. Иоанн учил людей изменить свои пути, покаяться перед Богом и смыть свои грехи в реке Иордан. Когда Иоанн закончил свою работу, Иисус пришел в Галилею и начал учить людей, как соблюдать Закон, не просто избегая преступлений, но и искренне любя своих ближних. Он учил нас духу закона и заповедей. Это был прямой путь, по которому, как хочет Бог, нам нужно идти.

Наконец, автор Послания к Евреям призывает нас взирать на Иисуса, ”начальника и совершителя веры” (Евреям 12:2). Он – идеал, наш совершенный пример. Он “ходил, благотворя и исцеляя всех” (Деяния 10:38). Затем в Послании к Евреям 12:13 мы читаем: “…и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось”. Если мы испытываем искушение отклониться направо или налево, то я предполагаю, что мы, возможно, потеряли наше внимание к Господу Иисусу. В любой ситуации, будь то на работе или дома, когда у нас есть четкая цель, что-то ясно понятое и награда, за которую стоит бороться, мы прилагаем все усилия для ее достижения. Тот же дух решимости должен быть с нами и в духовных вопросах, цель которых – быть угодными нашему Богу и Господу Иисусу Христу.

Сейчас, хотя мы пытаемся угодить Богу, мы понимаем, что из-за слабости терпим неудачу. Как благодарны мы за то, что у Бога есть прощение, о чем мы теперь вспоминаем в хлебе и вине.

Благодаря совершенной и добровольной жертве Христа у нас есть надежда и прощение. Итак, давайте стараться идти путем истины, не сворачивая ни направо, ни налево, но видя Иисуса, “который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия” (Евреям 12:2).

Джордон Сатклифф (30.04.2023г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.