Библейские чтения: Числа 27; Притчи 19; Филиппийцам 3,4.
Что такое мир? Довольно сложно дать этому слову, а если быть точнее – состоянию, определение. Гораздо проще описать мирное время или место. Мир – это время, когда все дети уже легли спать или внуки ушли домой, и в доме царит тишина. В национальном масштабе мир – это время без войны или страха перед войной, когда жизнь кажется безопасной.
Но когда Павел сказал, что мир – это один из плодов духа (Галатам 5:22), имел ли он в виду период тишины и отсутствия войн? Или, когда он писал филиппийцам о «мире Божием» в Филиппийцам 4:7, имел ли он в виду временный мир, которым мы время от времени наслаждаемся в нашей обыденной жизни?
Мы все можем прилогать большие усилия, чтобы сделать окружающий мир спокойней. Мы все можем сыграть свою роль в примирении с другими людьми. Но когда слышим фразу «мир Божий», это говорит нам о том, что данным качеством нельзя воспользоваться без Его помощи. Когда Иисус говорил о мире на Тайной вечере, он сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоанна 14:27).
Итак, этот мир не понимает и не может дать нам «мир Божий». Такой мир приходит от общения с нашим Господом Иисусом, через Которого мы можем иметь мир с Богом, а также мир внутри себя. Такой мир обеспечивает безопасность не только на данный момент в этой жизни, но и на будущую жизнь в Царстве. Шум, стресс и тревога нарушают наш мир в повседневной жизни, но не влияют на особый мир, который у нас есть с Богом. На самом деле всё это даже может укрепить наши отношения с Небесным Отцом.
Апостолы, писавшие послания, почти в каждом случае употребляли фразу: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (или подобное этому выражение) в первых строках своих писем. «Мир вам!» – приветствие, особенно использовавшееся именно евреями. Это еврейское слово «Шалом». Один известный библейский комментатор предполагает, что и греческое, и еврейское приветствие мира – это не просто желание жить без проблем. Он предполагает молитву о чем-то, что приносит человечеству высшее благо, внутреннюю безопасность и удовлетворение. Итак, все переживания, приятные или неприятные, можно рассматривать как процесс формирования, который помогает нам стать более зрелой и целостной личностью.
Подобный мир не может быть найден в этом мире. Оно полностью зависит от нашей связи с нашим Небесным Отцом через Его Сына. Он обеспечивает безопасность, постоянство, которых мы не можем найти в этом мире.
Наслаждались ли ученики первого века мирной жизнью без стресса или опасности? Конечно нет. У нас есть пример апостола Павла, который писал коринфянам о своем опыте, когда он был в пути, во время проповедования Евангелия. Он говорил об «…опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах» (2 Коринфянам 11:26-28).
Всё это похоже на жизнь далекую от мирной и, конечно же, с постоянными беспокойствами и стрессом; но Павел мог сказать: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Коринфянам 12:10). Настроение Павла было таким, что он был в состоянии принять всё, что предлагала ему жизнь. Он мог сказать: «…ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Филиппийцам 4:11). Мы удивляемся его вере и состоянию ума и изо всех сил пытаемся достичь того же в нашей собственной жизни.
Но мир Божий может принести удовлетворенность и безопасность и даже чувство радости. Ибо радость очень тесно связана с покоем. Даже с человеческой точки зрения, когда объявляется мир после периода войн и насилия, всегда наступает время радости и празднования. Итак, мир Божий (или мир с Богом), который в значительной степени является внутренним чувством, приносит с собой внешнее выражение радости. Именно поэтому непосредственно перед процитированными мною ранее стихами Павла о «…мире Божием, который превыше всякого ума», он увещевал филиппийцев: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Филиппийцам 4:4,7).
Её совсем нелегко почувствовать, когда мы страдаем от проблем со здоровьем, преследований или других тревог.
Поэтому, давайте теперь поразмышляем о нашем Господе Иисусе и о том, что ему пришлось претерпеть. С мирской точки зрения его испытание не было мирным или радостным. После Тайной вечери он отправился в Гефсиманский сад и в муках молился о том, что с ним должно было случиться. Унижение перед Пилатом, боль и унижение со стороны римских воинов, а затем позор и мучения, которые ему предстояло вынести на кресте, не могли оставить его в покое. Во всех этих страданиях говорится, что Иисус: «…вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление…» (Евреям 12:2).
Когда ученики один за другим поняли, что Иисус действительно воскрес из мертвых, они испытали великую радость. Даже когда он ушел, поведя их на гору Елеонскую и вознесшись на небо, Лука пишет: «…поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью» (от Луки 24:52). Общение учеников с Иисусом так много значило для них. Даже когда он оставил их и ушел, они были в мире и исполнены радости.
Как достигается этот мир? Он не происходит из того, что мы можем взять и сделать. Но в Ветхом Завете есть случай, хорошо демонстрирующий принцип обретения мира. Вся жизнь Давида, прежде чем он был поставлен царем, была похожа на жизнь преступника, убегающего от воинов Саула. В это время его люди защищали фермера по имени Навал. Они охраняли его пастухов и овец от диких зверей и иноземных набегов (см. 1-я Царств 25). Делая это в течение некоторого времени, Давид надеялся, что Навал поможет ему какими-то средствами на текущие расходы. Но Навал не проявил благодарности: «Неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они? Немедленной реакцией Давида было вооружить своих людей, атаковать и убить Навала. Как же тогда был достигнут «мир»?
Итак, жена Навала по имени Авигея пошла к Давиду. Хотя она и не разделяла точку зрения мерзкого Навала, но всё же произнесла: «На мне (одной) грех, господин мой» (стих 24). Она встала между Давидом и Навалом. Она была не только посредником, но и была готова взять на себя вину за грубый ответ ее мужа Давиду. Увидев ее на коленях, Давид раскаялся в своем поступке и сказал Авигеи: «Иди с миром в дом твой» (стих 35).
Когда мы в молитве приближаемся к нашему Небесному Отцу, против Которого согрешили, нам нужен посредник. Нам также нужен миротворец – кто-то пострадавший и принявший смерть, как настоящая мирная жертва.
«Помните… что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш…» (Ефесянам 2:12-14).
И сейчас мы вспоминаем Иисуса, нашего миротворца. Его тело было предано на поругание, и его кровь пролилась для нашего искупления, чтобы мы могли иметь мир с Богом. Этот мир, как говорит Павел, выше нашего понимания. Мы не заслуживаем его. Но это то, чему мы можем радоваться и за что мы можем благодарить Бога каждый день.
Давид Энселл (9.04.2023г.)