Библейские проповеди
«Но Бог был с ним» (Деяния 7:9)
28.01.2023

Ежедневные чтения: Бытие 48-50; Псалтирь 50,51; Римлянам 5,6.

Только представьте, что вас похитили ваши завистливые братья, бросили в яму, продали работорговцам и увезли в чужую страну. Там вы никого не знаете, вы не можете понять языка, и вас продали в рабство. После этого, несправедливо обвинив в преступлении, которого вы не совершали, вас бросили в темницу, и там вы провели некоторое время в железных оковах (см. Псалом 104:18). Таков был опыт Иосифа. Каким одиноким и отверженным он, должно быть, чувствовал себя! Его полное отделение от своей семьи и других верующих в Бога превосходит любую изоляцию, которую нам, возможно, придется претерпеть.

И всё же он был не один. Мы читаем в Бытии 39:2, что он был продан в рабство Потифару, слуге фараона: «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах». На самом деле Потифару стало очевидно, что в этом еврейском рабе было что-то необычное: «…и увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех» (стих 3).

Далее в Бытии 39:21 говорится, что, когда Иосифа ложно обвинили и бросили в темницу: «…И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы». В стихе 23 снова повторяется, что: «…Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех».

Стефан упомянул Иосифа, когда защищался перед иудейским советом в Деяниях 7:9,10: «И патриархи [то есть братья Иосифа], по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим».

Иудеи, перед которыми Стефан говорил в свою защиту, думали, что Божье присутствие ограничено землей Израиля и, в частности, иерусалимским Храмом. Опыт Иосифа ясно показывает, что это не так. Бог присутствует везде. Знал это и псалмопевец Давид, ибо писал: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Псалом 138:7-10).

В этом есть огромное утешение для нас. Нам не нужно быть в обществе других братьев и сестер, чтобы Бог был с нами, хотя, конечно, общение с другими приносит большую пользу. Бог может быть с нами везде и в любом месте. Бог был с Иосифом в темной яме, куда его бросили завистливые братья. Бог был с ним в доме Потифара, в темнице и во дворце фараона.

«Бог обратил это в добро» (Бытие 50:20)

У того, что случилось с Иосифом, была особая причина. Когда Иаков был мёртв, братья Иосифа подумали, что Иосиф может использовать свою силу, чтобы отомстить за зло, которое они ему причинили. Но Иосиф вовсе не был мстительным. Он понял, что произошедшее с ним было Божьим замыслом: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 50:19,20).

Когда Иосиф впервые открылся своим братьям во время их второго визита в Египет за зерном и кукурузой, он объяснил им, что случившееся с ним было частью Божьего плана по спасению всей семьи от голода. Вот что он произнёс: «…но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением» (Бытие 45:5,7).

Одной из причин, по которой братья Иосифа так ненавидели его, были увиденные им сны. В первом сне у каждого из сыновей Иакова было по снопу зерна. Сноп Иосифа стоял прямо, в то время как другие снопы склонялись перед снопом Иосифа (Бытие 37:5-7). Братья Иосифа поняли смысл сна и выразили свой гнев: «Неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?» (стих 8). Но сны сбылись. Братья Иосифа, должно быть, вспомнили его, когда поняли, что преклонились перед правителем Египта, которым был ни кто иной, как их брат.

Но второй сон Иосифа был гораздо более далеко идущим. В этом сне ему поклонились солнце, луна и звезды. Отец Иосифа упрекнул его, сказав: «Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Бытие 37:10). Но мать Иосифа, Рахиль, немногим позже умерла! Таким образом, смысл этого сна предполагает будущую эпоху, когда Рахиль и другие верные служители Бога воскреснут из мертвых. Патриархи знали, что им придется воскреснуть из мертвых, если сбудутся обетования, данные Богом Аврааму.

Иосиф, несомненно, знал и верил в обетования, данные Богом его прадеду Аврааму. Например, в Бытие 15:13,14 мы читаем: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом».

Иосиф собственными глазами увидел, как ему пришлось поучаствовать в первом этапе исполнения этого пророчества. Через него самого и необычные обстоятельства его жизни Бог позаботился о том, чтобы потомки Авраама пережили голод и стали: «…пришельцами в земле не своей».

В сегодняшнем чтении мы подошли к концу книги Бытия. Мы прочитали о конце жизни Иосифа. Мы видим веру в его словах, когда он повторил братьям обетование, данное Аврааму: «Я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» (50:24).

Иосиф очень хотел быть похороненным в земле, обещанной его предкам, как и его отец. Поэтому: «…заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (стих 25).

Таким образом, книга Бытия, которая начинается с сотворения жизни, заканчивается тем, что один из ее главных героев забальзамирован и помещен в гроб в Египте. Но это еще не конец. Вера Иосифа будет оправдана, когда он воскреснет из мертвых, чтобы унаследовать Землю обетованную. Бог был с Иосифом. Он также будет с нами, если мы разделим веру Иосифа. Бог исполнит Свои обещания и даст нам наследство на земле.

Теперь, когда мы вспоминаем Господа Иисуса Христа в хлебе и вине, давайте поразмыслим над планом Бога для всего мира. Его план был сосредоточен вокруг его Сына, Иисуса. Страдания Иосифа и его окончательное восхождение к славе отражают опыт Иисуса. Иисус испытал отвержение своей семьи и одиночество распятия. Но впоследствии он был воскрешен к жизни вечной и воссел одесную Бога. Подобно Иосифу, он принес спасение всей своей большой семье, и однажды, подобно Иосифу, он будет править всей Землей, будучи вторым после самого Бога.

Джон Бенсон, 29.01.2023г.

Книги:  |

Комментарии закрыты.