Библейские проповеди
Псалом 39
21.01.2023

Библейские чтения: Бытие 37; Псалтирь 38,39; Ев. от Матфея 24.

В заголовке к Псалму 39 сказано: «Начальнику хора. Псалом Давида». Давид написал этот псалом, находясь под вдохновением от Всемогущего Бога. Когда мы читаем его, становится ясно, что Бог передал его Давиду в то время, когда тот чувствовал себя на грани, опасаясь, что жизненные проблемы и трудности вот-вот захлестнут его. Стих 3 гласит: «(Он) извлек меня из страшного рва, из тинистого болота…». Данный псалом был увещеванием для Давида, он напоминанием ему постоянно уповать на Бога, потому что Бог всегда услышит, когда тот будет взывать Его о помощи: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (стих 2).

Без сомнения, этот псалом также написан, чтобы помочь и нам. Всемогущий Бог знает о временах, когда мы будем чувствовать себя подобно Давиду. Когда нам станут тягостны житейские невзгоды, когда мы почувствуем, что нас как будто затягивает в топкое болото, тогда это будет и наш Псалом. Если мы уповаем на Бога, Он обязательно выведет нас из темной ямы; достанет из грязи, где нет твердой почвы под ногами, и мы снова будем стоять на камне, на твердом основании. Как пишет Давид: «…поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои» (стих 3).

Мы также можем быть уверены в том, что этот псалом является посланием для Мессии. Стихи 7-9 цитируются в Новом Завете в Послании к Евреям 10:5-10, где они относятся к Господу Иисусу Христу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши» (Псалом 40:7).

Бог никогда не нуждался и не наслаждался всевозможными жертвами, перечисленными в Законе Моисея. Он всегда предпочитал жертвам – милосердие (Осия 6:6; Матфея 9:13). Жертвы в Законе были даны народу, чтобы напомнить людям об их грехе и вине перед Творцом (Евреям 10:1-4). Они не могли навсегда устранить грехи. Они могли только указать на спасение, которое придет через совершенную жертву нашего Господа (см. стихи 11-13).

Иисус был также тем, чье ухо всегда было открыто для внимания словам и познания воли его Отца (посмотрите на Псалом 39:7 и сравните его с Исаия 50:4,5). Иисус в совершенстве исполнил Псалом 39:9: «Желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце».

В этом также содержится увещевание для нас. Бог не желает от нас великих дел, даже если они проявляются в служении Ему. Прежде всего, Ему нужны наши сердца. Наслаждаемся ли мы Его волей, питаемся ли мы Его словом, чтобы Его Закон был в наших сердцах? Вот хороший тест – постарайтесь проанализировать свои недавние разговоры и понять, на какие темы мы любим разговаривать с окружающими, потому что: «…от избытка сердца говорят уста» (Матфея 12:34).

Однако, идем дальше. В Псалме 39:10 сказано: «Я возвещал правду Твою в собрании великом». Это именно то, что делал Давид постоянно; ведь написанные им псалмы воспевались как во время богослужения в скинии, так и в Храме, наставляя слушателей и провозглашая Божье спасение и Его праведность.

То же самое касается и нас. Как только мы узнаем о спасении и праведности, которые можно получить посредством жертвы Иисуса, чего никогда не могут обеспечить приношения по Закону Моисея, нам нужно делиться этой благой вестью, или Евангелием, с окружающими нас людьми. Таково было делом всей земной жизни и Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея 4:23 мы читаем: «…Иисус ходил по всей Галилее, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия».

Затем эту работу взяли на себя апостолы (см. от Матфея 24:14 и Деяния 28:31). «Великое собрание» или конгрегация выросла из небольшой группы евреев и теперь включала в себя даже многих из язычников. Фраза «великое собрание» также связывает нас с Псалмом 21, который полностью посвящен страданиям Иисуса на кресте. Как и Псалом 39, данное произведение также начинается с глубокого отчаяния автора. Он начинается со стиха, который Иисус цитирует позже на кресте: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» Хотя Отец никогда бы не оставил своего сына в подобной ситуации, но Иисус чувствовал себя именно так.

Дальше мы находим еще больше связей с распятием Иисуса: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему»» (см. Матфея 27:42,43). «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (см. Иоанна 19:28,29). «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Псалом 21:7-9, 16,17).

Пророчество о смерти Иисуса описано как нельзя более ясно. Но это еще не всё: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Псалом 21:19, см. Иоанна 19:23,24).

И в этот самый момент как Псалом 21, так и Псалом 39, достигнув своего апогея, разворачиваются и становятся более положительными. Пророчески, автор может взглянуть немного в будущее. См. конец стиха 22: «Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня».

Отсюда и далее Псалом 21 взирает за пределы нынешних наших страданий к грядущему Царству. Таково было видение, поддержавшее Господа Иисуса в час острой нужды: «…Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2).

Уже в следующем стихе снова упоминается собрание: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» (Псалом 21:23). И cнова, в стихе 26: «О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его». Эта часть Псалма определенно говорит о будущем Царстве: «Да едят бедные и насыщаются… Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами» (стихи 27-29).

Теперь, когда мы сосредоточимся на преломлении хлеба, давайте вспомним Господа в Его самый темный час. Будем же черпать утешение в том, что в нашей величайшей беде у нас есть сострадательный Первосвященник, который понимает все наши чувства, потому что он тоже познал боль страданий. Найдем утешение и в примере Господа: «…Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евреям 12:2). Мы должны стараться не зацикливаться на настоящем, а смотреть в будущее и во славу Божьего Царства. И всякий раз, когда нам потребуется помощь, мы можем использовать псалмы, как это делал Иисус, чтобы держать свои мысли в фокусе.

Габриель Бауер, 22.01.2023г.

Книги:  |

Комментарии закрыты.