Библейские проповеди
Иаков и Израиль
7.01.2023


Библейские чтения: Бытие 15,16; Псалтирь 17; Ев. от Матфея 10.

«Иаков» и «Израиль» – два разных имени одного и того же человека. Два имени рассказывают нам о духовном становлении Иакова. Они также иллюстрируют, что происходит с нами, когда мы возрастаем в познании Бога. Имя Иаков означает «тот, кто хватается за пятку», потому что он родился с рукой, схватившей пятку своего старшего брата-близнеца Исава. Иаков также означает «лживый». Его имя говорит о том, чтобы протянуть руку и схватить что-то, не принадлежащее тебе.

Иаков – хорошее имя, для понимания того, каким был Иаков в свои молодые годы. С тарелкой похлебки он отобрал у своего голодного брата первородство первенца. Затем, совершив один из самых больших обманов в Писании, он обманул своего отца, надев кожаные покровы и притворившись своим волосатым братом, чтобы Исаак дал ему благословение, принадлежащее первенцу. Когда Исав понял, что был обманут, он выразил значение имени своего брата: «Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза?» (Бытие 27:36).

Иаков узнал от своей матери Ревекки, что Исав хотел убить его. Поэтому он решил сбежать из дома, чтобы спасти свою жизнь. Вероятно, Иакову следовало помолиться Богу, чтобы спросить Его совета, что делать. Однако, несмотря на то, что Иаков, как казалось, цеплялся за вещи, не полагаясь на Бога, Бог в Своей милости ждал, чтобы побудить Иакова довериться Ему. Когда Иаков бежал, Бог явился ему в видении в Вефиле и благословил его: «и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Бытие 28:15).

Путешествие, в которое Иаков собирался отправиться, изменит его характер. Как и было обещано, Бог остался с Иаковым, действуя во всех событиях его жизни. Это не значит, что Иаков имел легкую жизнь! На самом деле всё было как раз наоборот. Когда Иаков встретил Лавана, своего будущего тестя, он наткнулся на другого человека, который был готов схватить то, что он хотел, обманом. В иронической копии собственного обмана своего отца, Иакова обманом заставили жениться на Лии, а не на ее младшей сестре Рахили. Кроме того, Лаван был очень лжив и в своих деловых отношениях с Иаковом (см. Бытие 31:41). Именно в этих трудных обстоятельствах Иаков начал признавать, что Бог заботился о нем: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем.» (Бытие 31:42). Иаков начал все меньше полагаться на самого себя и больше доверять Богу. Его отношение было преобразовано работой Бога в его жизни. Теперь пришло время вернуться домой и встретиться лицом к лицу со своим братом Исавом, который когда-то хотел убить его. В его памяти тут же пробудилось воспоминание о Божьем обещании в Вефиле: «Не оставлю тебя…» (28:15).

Итак, что же произошло в его отношении с Богом? Мышление Иакова преобразовалось и он стал возлагать все свои заботы на Бога. Эти мысли были у него в голове и тогда, когда ночью Иаков встретил Ангела и боролся с ним. Именно из-за желания Божьего присутствия Иаков изо всех сил схватил Ангела Божьего. «Отпусти меня…», – говорит Ангел, но ответ Иакова показывает его беспокойство по поводу предыдущего обещания Бога и его желание получить Божье благословение: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня» (Бытие 32:26). Именно тогда ангел сказал Иакову: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль» (стих 28).

Израиль означает «принц Божий» или «управляемый Богом». Бог обещал быть с Иаковым, пока он не вернется. И теперь, на обратном пути в свою землю, Иаков отчаянно нуждался в Божьем благословении. Теперь он цеплялся за Бога, цеплялся за Того, на Кого он полностью пололожился. Отныне Иаков признал, что его жизнью управляет Бог, а не его собственная воля.

Мы можем спросить самих себя: а за что цепляемся мы? Являемся ли мы «Иаковом», кто протягивает руку и хватается за то, что предлагает эта жизнь, имеющаяся лишь иллюзию стабильности? Или мы – «Израиль», протягивающий руку и хватающийся за Бога, признавая Его полное руководство в нашей жизни? Полны ли мы решимости держаться за свои отношения с Богом настолько, чтобы Бог полностью управлял и направлял наш путь?

Давайте сейчас поразмышляем о четырех стратегиях,которые помогут нам протянуть руку по направлению к таким отношениям с Богом:

  • Намерения. Самый верный способ ухватиться за дела Божьи – это иметь намерение сделать это; иметь цель. Когда вы бежите, вы смотрите на горизонт, а не на землю под ногами. Если у вас есть видение того, куда вы хотите попасть, ваше тело естественным образом последует за вами. Духовно мы ничем не отличаемся. У Давида была особая цель в жизни: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей» (Псалом 26:4). Каждый день Давид стремился помнить, что он с Богом, исполненный радости и благодарности за заботливую защиту «дома Божьего». Когда и мы имеем такое мышление, то тогда каждое слово, действие и мысль сосредоточены на нашем Отце.
  • Молитва. Ключевой частью достижения этой единственной цели является наша вторая стратегия – молитва. Молитва – это самый очевидный способ обратиться к Богу. Протягивание рук является обычной позой для молитвы в Священных Писаниях. Наше внешнее выражение показывает наше внутреннее желание (как Иаков) не отпускать Бога, пока мы не будем благословлены.
  • Слышать. Мы должны создать у себя привычку ежедневно слушать слово Божье, сделав это регулярной частью нашего дня. У каждого из нас есть разные способы делать это. Например, ежедневный стих можно разместить в вашем календаре-ежедневнике, который вы имеете привычку проверять. Некоторые люди регулярно читают Библию со своего мобильного телефона по пути на работу и домой.Также очень рекомендуется запоминать отрывки из Библии. Учитесь слушать Слово понемногу каждый день и развивайте это ежедневно. Вскоре вы выучите наизусть Псалом 22, или главу одного из посланий Павла. Если вам поначалу будет трудно (а временами это случается), все равно продолжайте. Это не гонка и не соревнование. Даже если вы сможете выучить всего лишь несколько стихов в течение длительного периода времени, это не имеет значения — вы все равно получите огромную пользу!
  • Доверие. В 4 Царств 18:5,6 мы знакомимся с Езекией, одним из добрых царей Иудеи, фактически одним из лучших: «На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его…». Он «крепко прилепился к Господу», к Божьему слову. Это древнееврейское слово впервые используется в Бытие 2, где говорится, что мужчина да оставит отца и мать и прилепится к жене своей. Отношения Езекии с Богом и Его словом были такими же близкими.

Мы все желаем быть «Израилем» (цепляясь за Бога, потому что хотим, чтобы Он управлял нашей жизнью), а не «Иаковом» (цепляясь за способы продвижения вперед путем обмана). Нашим совершенным примером такого отношения является Господь Иисус Христос. В Послании к Филиппийцам 2:7,8 Павел говорит нам, что Иисус: «…уничижил Себя Самого». Вместо славы Господь – «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной…». Иисус был истинным «Израилем», человеком, управляемым Богом.

В Филиппийцам 3:12 апостол Павел пишет: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус». Какой изумительный стих! Павел говорит, что он стремится следовать верному направлению в достижении держаться Христа. Затем он говорит нам, что по той же причине Сам Господь Иисус достиг и держит его! Это удивительный и показательный пример всем нам! Ученик тянется к заветам Бога, а Сам Иисус тянется и держится за ученика. Так давайте сегодня, вспоминая нашего Господа Иисуса Христа в хлебе и вине, будем помнить о том, что нам следует постоянно стремиться крепко прилепляться к нашему Господу.

Фил Арнольд, 8.01.2023г.

Книги:  |

Комментарии закрыты.