Ежедневные чтения: Бытие 1,2; Псалтирь 1,2; Ев. от Матфея 1,2.
Царь Давид был близок к концу своей земной жизни. Его сын Соломон собирался занять израильский трон. В 1-й Паралипоменон 28:8,9 Давид передает мудрейшие слова своему сыну Соломону: «И теперь пред очами всего Израиля, собрания Господня, и во уши Бога нашего говорю: соблюдайте и держитесь всех заповедей Господа Бога вашего, чтобы владеть вам сею доброю землею и оставить ее после себя в наследство детям своим на век; и ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда».
С самого начала своего царствования Соломону и его потомкам был дан совет: «…соблюдайте и держитесь всех заповедей Господа Бога» (стих 8). Это слово «соблюдать» – ключевое еврейское слово, к которому мы вскоре вернемся. Мы увидим, как Соломон временами не соблюдал Божьих заповедей, сбивался с пути, быв увлечен мирскими вещами. Как и он, все мы начинаем с добрыми намерениями, но проблемы и трудности, с которыми мы сталкиваемся, амбиции и удовольствия окружающего мира, могут увести нас по ложному пути.
Мы снова находим слово «соблюдать» в 1-й Паралипоменон 29:19, где слышим молитву Давида о своем сыне. Это должно стать нашей молитвой о наших детях, а также и друг о друге: «Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои, и исполнить всё это и построить здание, для которого я сделал приготовление».
На протяжении веков люди ломали голову в поисках ответа на вопрос о смысле жизни. Если мы обратимся к книге Екклесиаста гл. 1, то увидим, что когда он стал мудрым, Соломон попытался ответить на этот ключевой вопрос. Он открывает свою книгу словами в стихе 2: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!» Другими словами, для большинства людей жизнь пуста и бессмысленна.
Бытие 1:2 говорит нам о состоянии земли до первого дня творения. В ней сказано так: «…Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…». Она была безвидна и пуста. Без Бога именно такой может стать наша жизнь – лишенной всякой цели и лишь пустой тратой времени. Но так же, как под влиянием Бога пустой земной шар превратился в чудесный мир, который мы видим вокруг себя сейчас, так и наша жизнь может быть преобразована под влиянием Божьего слова на наши мысли и наши сердца.
Соломон перепробовал множество земных удовольствий, которые сам перечисляет в гл. 2:1-11. Он напивается; он собирает сокровища и обретает власть; он инвестирует в недвижимость; он любит артистические представления и всевозможные развлечения; выращивает великолепные виноградники, производя лучшее вино. Но ни одно из этих приобретений или переживаний не удовлетворяет его по-настоящему.
Проводим ли мы время в погоне за подобными вещами? В Екклесиасте 5:15-17 Соломон напоминает нам о тщетности подобных действий. Он предупреждает нас о ребенке, который стремится к таким вещам: «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде».
Итак, всё то, ради чего мы работаем: экзамены, продвижение по службе, повышение зарплаты – все материальные блага, к которым мы стремимся, подобны стремлению поймать ветер. Вы можете чувствовать его, но он просачивается мимо вас, и вам не за что ухватиться!
Всё это подводит нас к ответу на ключевой вопрос, который мы задавали в начале проповеди: в чем состоит смысл жизни? Наконец, Соломон дает нам ответ в книге Екклесиаста 12:13. Тот же самый совет он получил от своего отца Давида: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
«Бойся Бога и заповеди Его соблюдай». Слово «соблюдать» здесь – еврейское слово «шау-мар». Оно много раз встречается в Библии. Как и многие другие фундаментальные принципы, мы находим первое его упоминание еще в Книге Бытия. В гл. 2:15 говорится: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Это слово «хранить» или «шау-мар» означает охранять, защищать, наблюдать и ограждать. Иисус был совершенным «хранителем» Божьих заповедей. Вся его безгрешная жизнь была посвящена послушанию своему Небесному Отцу, так что в момент его смерти могила не могла удержать его. Он воскрес на третий день к вечной жизни.
Размышляя теперь о любви Господа Иисуса и вспоминая его тело и кровь в хлебе и вине, мы понимаем, насколько далеко мы отстаем от высочайшего примера, который он подал нам. Его сердце и разум были переполнены Словом Божьим.
В заключение давайте прочитаем последний стих увещевания из Иоанна 12:25: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».
Наджел Арскот, 01.01.2023г.