Библейские проповеди
Здравый смысл в учении, вере и речи
26.11.2022

Библейские чтения: Есфирь 2; Амос 7; Титу 1-3.

Важно быть «здравым» или «здоровым» в нашей вере. В наших сегодняшних библейских чтениях Павел призывает Тита назначить старейшин, которые руководили бы собраниями в соответствии с принципами Истины. В Послании к Титу 1:5 мы читаем: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал…».

Каких людей должен был выбрать Тит в старейшины? Прежде всего, «старейшины» должны были быть безупречны. Греческое слово «старейшины» означает «старший», поэтому Титу предстояло искать опытных, зрелых братьев, которые могли бы вести стадо и пасти его. И наоборот, Павел предупреждал Тимофея об опасности назначения молодых и незрелых в Истине: «Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тимофею 3:6).

Павел дает Титу исчерпывающий перечень качеств, которые следует искать в тех, кто должен был быть назначен пастырями Божьего стада. Дважды нам говорят, что они должны были быть безупречны. Их жизнь должна была быть безупречной. Тит должен был назначать только старейшин, которые хорошо управляли своими семьями. Они должны быть теми, «…кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Титу 1:6); «…ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1-е Тимофею 3:5). Причина очевидна. Как старший, брат-старейшина был призван заботиться о семье Божьей. Старейшины были «надзирателями» Божьего дома.

Кроме того, они должны были обладать безупречным характером. Павел перечисляет пять пороков, в которые не должны быть вовлечены лица, назначенные на должность: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец» (Титу 1:7). В другом месте он пишет: «…ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Галатам 5:21).

Обратите внимание, это характеристики, которых мы все должны избегать, потому что мы призваны быть «старейшинами» в эпоху Царства. Действительно, мы были избраны Богом, чтобы быть «царями и священниками» на земле (Откровение 1:6). Достойны ли мы быть правителями и учителями Царства? Подобно старейшинам на Крите, которых выбрал Тит, мы должны развивать в себе качества, необходимые для руководства Царством.

Теперь Павел наставляет Тита относительно положительных качеств, требуемых от старейшины. Он должен быть: «…страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан…» (Титу 1:8). Это шесть качеств, которые мы все должны развивать, готовясь к Царству. Старейшина должен был быть верным проповедником слова: «…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Титу 1:9).

Когда мы рассматриваем репутацию экклесии на Крите, мы можем видеть, насколько важными были бы эти качества, потому что Павел предупреждает Тита, что: «…есть много непослушных и тщеславных болтунов и обманщиков, особенно обрезанных…» (Титу 1:10). В экклесиях были такие люди. Задача Тита заключалась в том, чтобы найти старейшин, способных привести в порядок «непокорных», заставить замолчать тщеславных болтунов» и бороться с ложным учением «обманщиков». Это было особенно трудно из-за национального характера критян, ибо: «Из них же самих один стихотворец сказал: “Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые”» (Титу 1:12). Эти три характеристики возвращают нас к записям Книги Бытия.

  • Во-первых, они были «лжецами». Первым лжецом в Писании был змей, когда он сказал: «Нет, не умрете» (Бытие 3:4). Змей был отцом лжецов, говорит Иисус, а критяне были известны как лжецы, дети змея, в которых не было истины. Павел, обращаясь к Тимофею, включает слово «лжец» в список характеристик, которые противоречат «здравому учению», а здравое учение было тем, что было необходимо на Крите (1-е Тимофею 1:10).
  • Во-вторых, критяне описываются как «злые звери». Змей, первый лжец, был «зверем полевым» (Бытие 3:1). Иаков учит нас, что все виды зверей могут быть укрощены: «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим» (Иакова 3:7). Таким образом, существовала надежда, что «злые звери» на Крите, с их естественными животными характеристиками, могут быть укрощены словом Божьим. Поэтому мы, готовящиеся стать «старейшинами» в Царстве Божьем, должны позволить слову Божьему действовать в нас, чтобы мы могли преодолеть свою животную природу и развивать разум духа. Иаков дает нам сильное наставление, когда говорит, что мы можем укротить диких зверей, но не язык, потому что «…язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иакова 3:8). «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (От Луки 6:45) Единственный способ контролировать свой язык – это иметь слово Божье в наших сердцах.
  • В-третьих, они были «тугодумами». Современные переводы предполагают, что критский поэт Эпименид, чьи труды цитирует Павел, имел в виду, что критяне, как правило, были «ленивыми обжорами». Они тратили слишком много времени на пиршества и сон, пренебрегая важными обязанностями. Как слуги Христа, мы призваны разумно использовать свое время и есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Критяне, таким образом, представляли собой врагов Христа. Титу выпала тяжелая задача поднять их до уровня, которого требует от нас Бог. Мы можем найти поразительную параллель с сегодняшним миром. Критяне лгали, и ложь приемлема для многих людей в современном мире. Они были «дикими зверями», а сегодняшним миром правят гуманисты, которые попирают слабых. Они были «ленивыми обжорами», и сегодня многие люди тратят много денег на еду, праздники и спорт. Итак, мы окружены характерными чертами критян! Как же тогда мы можем преодолеть всепроникающее влияние мира?

Слово «sound» – это ключевое слово. Это слово встречается в книге Тита пять раз; оно означает духовно здоровый:

  • Во-первых, это встречается в Послании к Титу 1:9, где Павел говорит, что старейшина должен: «…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Титу 1:9). Здравая доктрина необходима для того, чтобы постоянно держать перед нами путь к Царству.
  • Титу было поручено: «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере» (Титу 1:13).
  • Павел просит Тита подавать пример: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением» (Титу 2:1) Если мы будем говорить то, что становится «здравой доктриной», мы убедим других.
  • В-четвертых, Тит должен был увещевать их быть «твердыми в вере». Братья должны были быть: «…бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Титу 2:2).
  • Последнее употребление слова «здравый» в Послании к Титу содержится в Послании к Титу 2:8, где Павел призывает верующих иметь: «…слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого». Как Иаков говорит нам, что наши уста говорят из наших сердец. В условиях коррумпированной критской среды было важно, чтобы: «здравая доктрина» развила «здравую веру», проявляющуюся в «здравой речи».

Для нас это ничем не отличается. Мы живем среди того, что Иисус называет коррумпированным и порочным поколением. Нас призывают: «…быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» (Филимону 2:15). Нам нужно развить в себе качества старейшин, избранных Титом, чтобы мы были подходящими учителями и правителями в будущем веке.

Итак, вспоминая Иисуса в хлебе и вине, давайте постараемся отложить дела плоти, столь очевидные в характере критян, и облечься в те черты, которые мы видим в жизни Господа Иисуса Христа. Он победил плоть и умертвил человеческую природу внутри всех нас, чтобы освободить нас от власти смерти.

Алан Эггинтон, 27.11.2022г.

Книги:  |

Комментарии закрыты.