Библейские проповеди
Никодим – учитель Израилев
8.10.2022

Библейские чтения: 1-я Паралип. 26; Иезекииль 35; Филиппийцам 3,4.

Начальные стихи Евангелия от Иоанна требуют от нас особого внимания. Они служат своеобразным прологом к жизни Господа Иисуса Христа, как её намеревается раскрыть в своем повествовании апостол Иоанн. Он утверждает, что в самом начале Бог явил Себя посредством Своего Слова. Этим Словом было сотворено всё, что существует. Оно превратило в реальность то самое физическое Творение, о котором рассказывается в первой главе Книги Бытия. Однако это же Слово положило начало новому сотворению верных и преданных Богу мужчин и женщин, само появление которых стало возможным благодаря служению Его Сына, Господа Иисуса. Подобно Адаму, Иисус стал первым в этом новом мире или, иначе, «космосе».

В Иоан. 1:5 говорится о том, что откровение Божье («свет») воссияло сквозь тьму, и тьма оказалась неспособной заглушить его. Под «тьмой» здесь подразумевается человеческая природа, противящаяся свету, исходящему от Бога.

В Иоан. 1:10 сказано следующее: «В мире (греч., kosmos) был, и мир чрез него начал быть, и мир его не познал». В этом стихе, судя по всему, говорится об Иисусе Христе. Он был в иудейском мире, однако тот мир оказался неспособен понять его и попытался его уничтожить. Фразу «мир чрез него начал быть» можно перевести более точно как «мир, сотворенный ради него». Израильскому народу, имевшему Закон Моисеев, был показан праведный путь, который должен был привести его гораздо ближе к Богу. Совершенное послушание Иисуса его Небесному Отцу должно измеряться и осмысливаться на фоне именно этих истин. Как раз в этом контексте перед нами в Иоан. 3 и предстает человек, которому надлежало стать выдающимся свидетелем истины о том, что Иисус был послан от Бога в качестве Мессии. Этим человеком был Никодим.

Читатель знакомится с ним в Иоан. 3:1. Никодим был фарисеем и имел положение одного из начальствующих в Израиле. Это означало, что он входил в состав синедриона – высшего совета израильского государства. Он обладал властью и влиянием в своей стране. В ст. 9 и 10 сообщается, что он был «учителем» в Израиле, и из этого следует, что он глубоко разбирался в Законе Моисеевом и в Писании.

Никодим был частью того самого иудейского «космоса», который противился свету, исшедшему от Иисуса Христа. Весьма уместным в этом контексте выглядит замечание о том, что он пришел к Иисусу ночью, когда сгустились сумерки. Скорее всего, он избрал столь необычное время для своего визита по той причине, что не хотел быть замеченным в разговорах с Иисусом. Быть учеником Иисуса под прикрытием темноты намного легче! Однако по причине тех чудес, которые Иисус совершал и в самом Иерусалиме, и в храме, Никодим вместе со своими единомышленниками в синедрионе вынужден был признать, что он пришёл от Бога. Свидетельство Никодима, высказанное им в Иоан. 3:2, служит сильнейшим обличением иудейским правителям того времени, ибо они знали и понимали, что он был послан Богом, но не желали склониться перед ним из-за переполнявшей их гордыни.

В Иоан. 3:3 Никодим переживает самое настоящее потрясение от слов Иисуса, согласно которым он должен родиться заново, если желает войти в Царство Божье. Из продолжившегося вслед за этим разговора в Иоан. 3:5 можно сделать вывод, что это рождение заключает в себе две составляющие: воду и дух. Рождение от воды равнозначно рождению новому, повторному. Иисус объясняет Никодиму, что когда человек пройдет через воды крещения, то с этого момента у него начинается новая жизнь. И он становится частью того самого нового творения, о котором Иоанн говорил в самом первом стихе своего евангелия. Крещение включает в себя полное погружение уверовавшего в воду. Такое погружение символически означает смерть. Последующий выход из воды означает рождение новой жизни. Мы пережили преобразование – переродились благодаря воздействовавшему на нас Божьему Слову и приобретенному знанию света, воссиявшего во Христе Иисусе.

Но что можно сказать о Духе? Каким образом он участвует в появлении нашей новой жизни? Иисус продолжает объяснять в Иоан. 3:6, что «дух» противоположен «плоти». Плоть неразрывно связана с мыслительным процессом, свойственным человеческой природе. Апостол Павел называет это «плотскими помышлениями» в Рим. 8:6,7. «Дух» выступает полной противоположностью этому явлению, поскольку он связан с помыслами Божьими или, иначе говоря, с тем общим отношением, которое свойственно Богу. Крещение, таким образом, символизирует одновременное очищение и тела, и разума, в результате чего происходит рождение нового человека, руководствующегося новой моралью. Путь в Царство открывается только тем людям, которые проходят через такое преобразование.

Всё это получает себе подтверждение в Иоан. 3:11, где Иисус использует местоимение «мы». Это «мы» означает, судя по всему, самого Иисуса и Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель изъяснил народу Израилеву, из чего состоит эта новая жизнь, основанная на новых моральных принципах, и как в этой новой жизни необходимо поступать (см. Лук. 3:7-14). Никодим специально посылал людей в пустыню, чтобы они разыскали Иоанна Крестителя и выяснили, кем был он сам и в чем заключалась суть его проповеди. Поскольку он был «учителем Израилевым», то имел обязанность установить, был ли Иоанн Креститель послан Богом или не был. К сожалению, Никодим не смог достичь правильного вывода в этом вопросе и, в итоге, не принял совершаемые Иоанном крещения в Иордане как важный этап Божьего Замысла, подготавливающий мир к явлению Иисуса Христа – Мессии, посланного Богом.

Иисус продолжил объяснять Никодиму, что ему, как Сыну Человеческому, надлежало вознестись и оказаться пригвожденным к древу так же, как Моисей в пустыне вознес на деревянном шесте медного змея (см. Числа 21:9). Нет сомнений в том, что Никодиму нелегко было понимать значение всех этих слов, произносимых Иисусом. Смысл услышанного должен был проясниться для него лишь со временем, когда Иисус подвергся казни через распятие. Каждого из нас постигает укус змея, символически обозначающего грех, и этот укус неизменно ведет к смерти человека. Иисус предупреждал Никодима, что если тот не примет со всей кротостью его предназначение как губителя змея, обещанного Еве в Бытие 3:15, то останется мертвым вовек. Что касается самого Иисуса, то он, будучи человеком без греха, Семенем жены, умрет, но затем восстанет вновь к жизни, чтобы победить смерть во благо всех людей, которые взирают на него с верой.

Читая Евангелие от Иоанна, можно видеть всё возрастающую враждебность со стороны иудейских правителей по отношению к Иисусу. Она становится особенно заметна при описании Праздника кущ в Иоан. 7. В ст. 45 начальники народа исполнились досадой по той причине, что посланные ими за Иисусом стражники вернулись с пустыми руками. В этот момент Никодим выступил перед своими коллегами в синедрионе и заступился за Иисуса. Сказанные им слова представляют интерес. Он заявил следующее: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Иоан. 7:51) Фарисеи в ответ упрекнули его, спросив, не происходил ли он и сам «из Галилеи». Они посоветовали ему внимательнее читать Писание, когда он в следующий раз вновь станет рассуждать об этом Иисусе, и понять, что никакой пророк из Галилеи никогда не приходил.

Их утверждение, конечно же, было ошибочным. Из Галилеи вышли целых пять библейских пророков: Иона, Наум, Осия, Илия и Елисей. Нет сомнений, что Никодиму были известны все эти факты, однако он боялся возразить. Пророк Михей предсказал, что Мессия родится в Вифлееме Иудейском, и именно так оно случилось. Однако детство Иисуса прошло в Назарете. Исайя, Захария и Иеремия все вместе называют его «Отрасль» в своих писаниях, и само название города Назарет означает «город-отрасль». См. также Матфея 2:32.

В последний раз мы встречаемся с Никодимом у подножия креста. Теперь он своими собственными глазами мог увидеть, что Иисус был вознесен точно так же, как Моисей вознес медного змея на деревянном шесте в пустыне (см. Иоан. 19:39-42).

Теперь его нельзя было назвать ни человеком, скрывающимся под мраком ночи, ни ходящим во тьме. Из тьмы он вышел на свет. Присоединившись к Иосифу Аримафейскому, который стал еще одним мятежным членом синедриона, он помог похоронить тело Иисуса, тем самым повернувшись спиной к иудейскому совету. Всякое притворство оставило его. Почетная должность в синедрионе и происходящее от неё высокое положение, власть и влияние, всё это было отброшено им прочь. Вместо этого его жизнь теперь посвящена служению Богу и Его Мессии, а сам этот человек превращается для нас в могучего свидетеля и в пример, которому следует подражать!

Как и Никодим, мы тоже должны приблизиться к подножию креста Христова. Чтобы это произошло, мы сперва подверглись обличению в грехе. Быть обличенным в грехе и способность признать его указывает на наличие знания Писаний и понимание уродливости человеческого естества. Кроме того, это означает понимание своей нужды в Божьей милости и в жертве Спасителя, Господа Иисуса Христа.

Никодим вначале пришел к Иисусу ночью, однако теперь, в самый разгар дня он помогал снимать его тело с креста. Кровь Мессии окропила его собственные руки, убедив его в том, что в ней и заключается искупление и прощение человеческих грехов. Постараемся всегда хранить в сердце понимание всего того, что совершил и чего достиг для нас наш Господь, которого мы вспоминаем ныне хлебом и вином.

Дэвид Хани (09.10.2022г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.