Библейские чтения: 1-я Паралипоменон 1; Иезекииль 14; Ев. от Луки 10.
Всем известная история о добром самарянине из сегодняшней главы на самом деле не произошла в реальной жизни, эту историю Иисус придумал для того, чтобы проиллюстрировать учение. Всё началось с того, как иудейский законник пытался подвести Иисуса к тому, чтобы тот нарушил закон Моисеев или римские законы. Этот «эксперт» по закону Моисееву спросил Иисуса: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Марка 10:17). Особое ударение было сделано на слове «делать» – иудейские законники более всего концентрировались на действиях, нежели вере или причинах. В отличие от апостолов они не интересовались верой и делами. Для них было важно только то, что ты делаешь.
Учение Нового Завета кидает нам вызов в перспективе. Апостол Павел говорит: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 6:23). Данный стих явно показывает то, что мы не можем заработать себе место в Царстве Божьем делами, но это дар Божий нам через труд Господа Христа. Павел пишет в другом послании: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Галатам 2:16). Но не нужно думать, что закон Моисеев сильно отличался. В ответ Иисус спросил знатока иудейских законов о том, как он сам понимает закон Моисеев. Во-первых, сказал законник, надо возлюбить Бога всем сердцем, а потом своего ближнего. Иисус понравился этот ответ. Тем не менее, человек и дальше хотел уловить Иисуса и задал второй вопрос: «А кто мой ближний?» (Луки 10:29). Возможно, он полагал, что под ближним подразумевается иудей.
И затем Господь Иисус придумал эту замечательную историю, хотя, возможно, он и размышлял об этом заранее. Конечно же, Иисус, обладавший духом силы Божьей, всегда мог сказать правильные слова, когда нужно было, но он также мог заранее придумывать и притчи. Но в любом случае, подобно законнику и толпе, которая с наслаждением внимала его историям и ответам, давайте и мы с вами вспомним эту удивительную историю, рассказанную самим Спасителем.
Один иудей отправился из Иерусалима, Божьего града, в город Иерихон. Это был очень длинный и очень опасный путь – по пыльной, крутой дороге вниз примерно 30 километров; разница по высоте – 1100 метров. Данный путь был также опасен из-за разбойников, которые прятались в пещерах и нападали на одиноких путников. Здесь заключается и духовный смысл – самарянин покинул Иерусалим, центр иудейского поклонения, где находился Божий храм, в котором должны были пребывать очи и сердце Бога вовек (3 Царств 9:3), и отправился в город, который когда-то был проклят Иисусом Навином. Интересен тот факт, что Иерихон – один из наименее населенных городов на земле, который находится в 400 метрах ниже уровня моря. Даже его водные ресурсы были прокляты; однако однажды вода была исцелена Елисеем во время его первого чуда (4 Царств 2:19-22).
На пол пути на этого человека напали разбойники и украли не только его имущество, но и одежду, а также избили его до полусмерти. По стечению обстоятельств той же дорогой проходил иудейский священник. Мы могли бы подумать, что священник именно тот человек, который самый первый готов был прибежать на помощь. Но нет. Его знание Писаний и официальная роль посредника между Богом и людьми не смогли возбудить в нем чувство сострадания к брату израильтянину, и, увидев раны несчастного, он просто прошел мимо.
Чуть позже той дорогой шел левит. Левит был помощником священника, в чьи обязанности входило служение в храме (Числа 8:19). И вновь, мы могли бы подумать, что человек из колена Левиина (не из какого-то другого колена!) обязательно придет на помощь страждущему, почитая это своим обязательством. Но нет, он посмотрел на человека, перешел дорогу и отправился дальше в путь.
Возможно, что священник очень спешил в Иерихон на службу. Возможно, он заметил тяжелые раны пострадавшего и подумал, что этот человек вот-вот умрет, и в этом случае священник будет нечист, если прикоснется к мертвому телу (Левит 21:1). Возможно, они оба боялись того, что если остановятся помочь, то и на них нападут разбойники. Поэтому, лучше не вмешиваться.
Третьим человеком, который увидел пострадавшего, был самарянин. Еще 700 лет до рождества Христова ассирийцы привели самарян в центральную часть Израиля в качестве пленников. Многие из них с тех времен смешались с иудеями и переняли частично религию (см. Иоанна 4:19-24). Но иудеи на самом деле ненавидели самарян из-за того, что они не являлись потомками Авраама. Они не позволяли им заходить в храм в Иерусалиме и даже не садились с ними за один стол. И в этой притче Иисус явно показал насколько неверна эта расовая дискриминация. Мы должны быть готовы помочь любому человеку в любом месте и при любых обстоятельствах.
Самарянин увидел умирающего человека и тут же решил сделать всё, что было в его силах: «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (стих 34). Вино должно было убить бактерии и помочь затягиванию ран, а масло уменьшить боль. Но чем самарянин перевязал раны? Скорее всего он разорвал свою запасную рубашку. Несмотря на то, что этот пострадавший считался его врагом, самарянину не жалко было ни сил, ни времени. Добрый самарянин аккуратно поднял человека, посадил его на своего осла и отвез его в гостиницу, которая кстати существует до сих пор – между Иерусалимом и Иерихоном. Он заботился о нем всю ночь и удостоверившись в том, что человек более-менее пришел в себя и что можно его оставить, отправился утром в путь, оставив его на попечении владельца гостиницы. Он заплатил владельцу гостиницы за комнату и попросил поухаживать за пострадавшим, пока он полностью не придет в себя. Более того он пообещал: «если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (стих 35). Он никогда раньше не встречал этого человека. Возможно, он никогда более и не увидел бы его. Однако он спас жизнь этому человеку.
Итак, спросил Иисус законника, — кто же является ближним этому пострадавшему? Это явно не братья иудеи, ведь они прошли мимо. Помог совершенно чужой человек. Законнику пришлось признать, что ближним является любой человек, который нуждается в помощи, вне зависимости от статуса. Без сомнения – это указывает на то, что Иисус возвратится на землю и вознаградит нас. Иисус жил и трудился среди обычных людей, пока ему не исполнилось 30 лет (самарянин провел ночь с потерпевшим), а потом проповедовал евангелие всем, кто готов был его слушать, 3,5 года.
Уроки
Не важно, кто нуждается в нашей помощи или насколько может быть неудобно нам помогать. Ни один человек не может быть слишком низким или слишком высоким по статусу для получения нашей помощи. Мы должны принять слова Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галатам 6:10).
«Своим по вере» – замечательное описание братства. Мы были крещены во Христа и присоединились к его семье. Поэтому согласно совету Павла мы должны помогать не только нашим братьям и сестрам (хотя они в приоритете), но и всем, кто находится в беде – даже врагу. В конце каждой недели мы вспоминаем о Христе. Он был совершенным примером доброго самарянина. Он нашел нас лежащими на земле, умирающими от греха, и сделал все, чтобы мы могли исцелиться. Вкушая хлеб и вино, которые напоминают нам о его теле и крови, давайте возблагодарим за то, что он возлюбил своих ближних всем своим сердцем. Стать частью семьи Христа – удивительная привилегия и честь, и мы всегда должны быть за это благодарны.
Дэвид Симпсон, 18.09.2022г.