Библейские чтения: Второзаконие 32; Исаия 5; Колоссянам 2.
В нашем сегодняшнем библейском чтении из книги Второзакония гл.32 мы обнаруживаем, что большую часть главы занимает песня, прочитанная Моисеем для изучения израильтянами. Такая прекрасная поэзия почти неуместна во Второзаконии; ее можно было бы поместить, например, в книгу Псалтирь! Песнь начинается с восхваления Бога: «Воздайте же славу Богу нашему! Он – Скала надежная! Совершенны дела Его» (Второзаконие 32:3,4). Но после 5-го стиха тон резко меняется. Глява продолжается резкой критикой поведения израильтян из-за их бунта против Бога и Его заповедей. Они особенно критикуются за поклонение идолам, которое вызывает зависть и гнев Бога. В результате мы читаем, что Бог пошлет на них голод и мор.
По сути, это пророчество о поведении израильтян в будущем, после смерти Моисея. Закончив чтение, Моисей говорит в стихе 46: «Примите к сердцу все предостережения, которые даю вам сегодня. Вы и детям своим заповедайте неукоснительно исполнять все предписания Закона сего».
Затем он говорит, что если бы они сделали это, то долгое время жили бы на земле, для владение которой собирались перейти Иордан. Это соответствует другим главам Второзакония, где Бог излагает Свои планы. Он обещает, что они будут жить хорошо и процветать, если будут следовать Его путям, но понесут Его наказания, если не последуют им.
Наше второе чтение Библии – пророчество Исаии гл.5, которое во многом похоже на чтение из Второзакония. Пророк также выражает разочарование Бога народом Израиля в форме песни. На этот раз перед нами аллегория. Израиль уподоблен винограднику, построенному на плодородном склоне холма и засаженному лозами самого высокого качества. Ему были предоставлены все возможности для производства хорошего винограда, но, в конце концов, он произвел только плохой виноград, который не годился в пищу. Владелец виноградника сделал всё возможное, чтобы получить хороший урожай. Как мы читаем в стихе 4: «Что еще можно было сделать для него, чего Я еще не сделал?» Ответ заключается в том, что вина лежит на самой лозе, а не на владельце виноградника. Следовательно, решение Бога состоит в том, чтобы владелец перестал надеяться на плод. Он позволит разрушить защитную внешнюю стену и живую изгородь, и виноградник превратится в пустыню с колючими шипами, на которую не будет падать дождь.
Таково выражение Божьего недовольства Своим народом Израилем. Он сделал для них всё, что мог, но они упорствовали в своем непослушании. Они предпочитали делать всё по-своему, а не по-Божьему. Таким образом, в то время как песня Моисея давала прямую информацию о том, что произойдет с израильтянами, если они не будут соблюдать Его заповеди, Исаия использует образный язык, чтобы передать то же самое послание. Израильтяне никогда не смогли бы пожаловаться на то, что не знали исхода, если ослушаются своего Бога.
Целая череда «бед» сопровождает эту песню о винограднике. Каждое «горе» предупреждает читателя о том, что произойдет, если мы будем следовать безбожному образу жизни. Примеры включают следующее:чрезмерное употребление алкоголя; образ мышления, когда мы думаем, что знаем лучше, чем Бог; наслаждение радостями жизни, не обращая внимания на присутствие Божие; получение взятки, дабы извратить ход правосудия (стих 23), и гордость («…мудры в своих глазах» (стих 21)) без должного почтитания Бога.
Эта же тема предупреждения продолжается в нашем третьем чтении, Колоссянам гл.2. Павел обеспокоен борьбой в экклесии в Колоссах. Были приняты различные философские взгляды на природу Христа и на то, как мы относимся к нашим человеческим телам. Павел хочет достичь единства, и он объясняет, как этого можно достичь. В стихе 4 он предостерегает колоссян, чтобы они не обманывались красивыми аргументами. Идеи, придуманные любителями философии, могут казаться правдоподобными и привлекательными, но часто они несовместимы с учением Библии. В стихах 6-8 Павел увещевает своих читателей оставаться верными тому учению об Иисусе, которое он проповедовал им, и отвергать лживые доводы греческих философов. Он призывал их жить в Иисусе; расти, как дерево, укорененное в вере, преподанной им.
Далее Павел напоминает колоссянам, что Бог милостиво прощает наши грехи, когда мы облеклись во Христа при крещении (стихи 12-14). Закон Моисеев с его правилами и жертвами был прибит ко кресту Иисуса. Он мог указать на наши грехи, но был бессилен устранить их. Смерть Иисуса на кресте дает нам прекрасную свободу. Стих 20 напоминает нам, что в крещении мы образно умерли со Христом. Когда мы вышли из воды, мы больше не были связаны Законом с его правилами и запретами. Закон был дан как указание на грядущую реальность – жертву Иисуса как совершенного Агнца. Так говорит Павел в стихе 17: «Настоящее принадлежит Христу» (Современный перевод). Иисус всегда был средоточием Закона. Он исполнит всё и доведет до конца. Теперь мы должны попытаться жить той жизнью, которой жил Иисус.
Для колоссянам есть хорошее ободрение. Они получают великую похвалу от Павла в стихе 5: «Ибо, хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа».
Было бы здорово, если бы о нас были сказаны такие слова! Мы призваны, как и они, жить упорядоченной жизнью и крепко держаться своей веры во Христа. Это похоже на совет Павла коринфянам, когда он побуждает их: «…будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Коринфянам 15:58). Мы можем быть уверены в истинности того, во что мы верим, и что наша вера имеет твердое и непоколебимое основание. Затем, когда приходят испытания, наша вера может помочь нам поддержать и направить нас, чтобы мы могли пережить любые трудности.
Из этих чтений мы видим, что, несмотря на то, что мы были крещены и имеем надежду на будущее Царство Божье, нам всё равно нужно быть начеку против вещей этого мира, которые могут увлечь нас. Предостережения против непослушания тому пути, какого Бог хочет от нас, – так же актуальны сегодня, как и тогда.
Итак, что Новый Завет делает для нас – так это уравновешивает осознание нашей греховной природы и наших частых неудач с ободрением и надеждой на реальность нашего воскресшего Господа, и данная глава из Послания к Колоссянам является хорошим примером. Христос жив. Он здесь, чтобы помочь нам, идти с нами и говорить за нас перед Богом. Мы можем наслаждаться теплыми отношениями с ним через наши молитвы и наше поклонение.
Ключевой темой Колоссянам 2 является празднование победы над грехом и смертью, которую Иисус одержал, добровольно подчинившись воле своего Отца, хотя он знал, что это причинит ему ужасную боль, которую мы не можем себе даже представить. Мы знаем, что когда Иисус удалился от своих учеников, чтобы помолиться своему Отцу: «…был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (отЛуки 22:44). Неужели нет другого выхода, спросил он? Нет, это был единственный путь. Иисус знал, какова его судьба. Он должен пойти на Голгофу и быть распятым за грехи мира.
Иисус просил своих учеников тогда и просит нас сейчас помнить о нем. Мы вспоминаем совершенную любовь, которую он имел к нам, положив свою жизнь за своих друзей. Мы принимаем хлеб и вино в память о его смерти, но мы также вспоминаем о его славном воскресении и о том, что это значит для всех, кто имеет с ним отношения. Давайте оставаться сильными в вере в этом неспокойном мире, чтобы мы могли получить в итоге место в грядущем Божьем Царстве.
Филипп Хоббинс (15.05.2022г.)