Библейские проповеди
Воскресший Господь
23.04.2022

Библейские чтения: Второзаконие 8,9; Екклесиаст 3; Ев. от Иоанна 20,21.

В процессе ежедневных библейских чтений мы достигли двух последних глав Евангелия от Иоанна. В них описывается воскресение Иисуса и то, как он явился своим ученикам. Глава 20:1 начинается следующими словами: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба». Евангелие от Марка при этом добавляет, что Марию по пути ко гробу сопровождали еще две женщины. Одну из них тоже звали Мария, а другую – Саломия. В предшествующий вечер, когда суббота заканчивалась в шесть часов, все три женщины купили помазания, чтобы использовать их при погребении тела Иисуса. Ранним утром следующего дня, когда всё ещё было темно, они отправились в сторону гробницы.

Им хорошо запомнилось то обстоятельство, что Иосиф из Аримафеи прикатил камень ко входу в гробницу (Мар. 15:46), и по этой причине они по пути обсуждали весьма актуальный для них вопрос: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мар. 16:3). Закрыть вход в гробницу таким камнем сразу после похорон было очень легко, потому что он скатывался вниз по специально устроенному желобу и останавливался строго перед входом, закрывая его собой. Однако откатить массивный камень в противоположном направлении представляло уже совсем другую задачу, потому что толкать его пришлось бы вверх всё по тому же желобу. Обычно это делали мужчины.

Обратите внимание на сопутствующие обстоятельства: на протяжении всей субботы три этих женщины размышляли о смерти и погребении Иисуса. Две из них – обе Марии – в точности запомнили, где положили тело (Мар. 15:47). Они видели, насколько большим был камень, и оттого знали, что у них едва ли получится откатить его собственными усилиями. Нетрудно также предположить, что они прослышали о распоряжении Пилата, согласно которому гробница должна быть опечатана, а около неё на последующие три дня выставлена стража (Мат. 27:62-66).

Несмотря на всё это, они отправились в сторону гробницы. Провели ли они ночь в приготовлении купленных ими помазаний, а затем вышли в путь, не подумав о способе проникновения внутрь? Или они пошли в надежде на то, что встретят кого-нибудь, кто поможет им с камнем? Я предполагаю, что в основе принятого ими решения отправиться ко гробу лежала их вера, мотивированная той любовью, которую они питали к своему Господу.

Они вполне могли остаться дома, обескураженные смертью Иисуса. Однако они поступили иначе, отправившись к гробнице с верой. Они собирались помазать тело Господа, потому что Иосифу из Аримефеи хватило времени лишь на его погребение и ни на что другое, ибо суббота должна была вот-вот наступить. Они были убеждены, что Иисус мертв, но при этом хотели сделать то доступное им, что выказало бы их великую к нему любовь.

Первой ко гробу пришла Мария Магдалина. Она обнаружила, что камень уже не закрывал входа внутрь, и предположила, что тело Иисуса забрали власти. По сей причине она побежала в дом Иоанна (который пишет о себе, что он был одним из учеников, «…которого любил Иисус»Иоан. 13:23), где сообщила и ему, и Петру, эту ужасную весть. Она сказала: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили его» (Иоан. 20:2).

Тогда Пётр и Иоанн направились к гробнице, чтобы самим разобраться в происходящем. Иоанн прибыл на место первым. Он заглянул внутрь и увидел льняные пелены, в которые было завернуто тело, но сам входить не стал. Это сделал Пётр, прибывший вслед за Иоанном. Он тоже увидел бросившиеся в глаза Иоанну пелены, но при этом обратил внимание еще и на лежащий отдельно плат, которым была обернута голова Иисуса. Оба апостола убедились в том, что тела в гробнице не было. Реакция их на всё увиденное оказалась разной. Про Петра сказано, что он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук. 24:12). Но что касается Иоанна, то говорится, что он уверовал в случившееся чудо. Тем не менее, они оба на тот момент не понимали «…из Писания, что ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Иоан. 20:9). Это обстоятельство может показаться нам удивительным в виду слов, сказанных им ранее самим Иисусом (см.Мат. 20:19; Марк 8:31; Лук. 18:32, 24:7, 24:46). Никто не был готов к тому, что Мессии Израилеву надлежало умереть на кресте.

В конце концов, и Пётр, и Иоанн возвратились домой. У гробницы осталась лишь плачущая Мария. В каком-то смысле, для неё эта потеря была даже большей, чем для них. Однако в следующее мгновенье она ясно услышала знакомый голос, обращенный к ней: «Мария». И сквозь слезы она поняла, что перед ней был воскресший Господь! И она отправилась к ученикам с этой вестью, и рассказала им, что поведал ей Иисус (Иоан. 20:10-18).

В тот же день Иисус оказался на дороге с двумя учениками, которые шли из Иерусалима в селение Эммаус. Они узнали в своем попутчике Господа, когда разделили с ним ужин по приходу домой, и тут же бросились назад в Иерусалим, чтобы рассказать об этом апостолам (Лук. 24:13-35). В тот вечер все апостолы, за исключением одного лишь Фомы, находились в запертой комнате. Неожиданно среди них появился Иисус, который сказал: «Мир вам!» Увидев его, они исполнились ликования (Иоан. 20:19-23).

После событий того знаменательного дня, Иисус продолжал являться апостолам на протяжении сорока дней «…со многими верными доказательствами тому, что он жив, и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3; см. также 1Кор. 15:5-7). Однажды он явился ученикам, когда среди них был и Фома, и тот тоже уверовал (Иоан. 20:24-29). Еще одна его встреча с некоторыми из апостолов произошла в тот момент, когда они ловили рыбу на Галилейском море (Иоан. 21:1-23).

Давайте составим некий перечень того, что открылось их глазам. Иоанн видел пелены. Пётр – погребальный плат. Мария увидела ангелов и самого Господа. Двое учеников, шедших в Эммаус, узнали Иисуса в тот момент, когда он преломил с ними хлеб. Все апостолы видели раны на руках Иисуса и его пронзенный копьем бок. Все вместе они видели воскресшего Господа и уверовали.

Однако Иисус также открыл своим апостолам, что важно верить и тогда, когда не имеешь возможности видеть. Он сказал: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29). Нам не довелось попасть в число тех немногих людей, которые лично видели воскресшего Господа, однако мы принимаем их верное свидетельство. Факт состоявшегося воскресения стал средоточием всей апостольской проповеди. Их призыв к людям покаяться основывался на их личном свидетельстве о состоявшемся возвращении Иисуса Христа к жизни (Деян. 2:32). Воскресение Господа заключает в себе гораздо большее значение, нежели какое-либо иное историческое событие. Воскресший Спаситель встречает нас и живет с нами чрез нашу веру в него.

Иногда мы можем испытывать страх, причем чаще это происходит по гораздо более незначительным причинам, если сравнивать их с ситуацией женщин, пришедших к пустой гробнице. Иногда мы можем переживать и беспокоиться. Страх и беспокойство – это вполне естественные эмоции. Однако в некоторых случаях они помогают нам осознать ценность той простой веры, которая в первую очередь и привела Марию Магдалину вместе с Марией, матерью Иакова, и Саломией ко гробнице.

Какими бы ни были наши собственные обстоятельства, неизменное присутствие воскресшего Господа придает нашей жизни новый смысл. Несомненный факт состоявшегося воскресения Иисуса наделяет нас уверенностью в том, что и мы будем воскрешены в последний день (Иоан. 6:39,40,44,54). Поэтому мы убеждены, что всякий страх или беспокойство в настоящее время уступит место превосходящей разумение славе, когда наши тела преобразятся и станут такими же, как его прославленное тело (Флп. 3:21).

Когда Павел писал свое послание экклесии в Коринфе, то он возвратился к событиям в ночь предательства Иисуса. Апостол говорит, что, взяв хлеб и вино, Иисус поведал своим ученикам о их значении как символов его тела и крови, и велел им точно так же вкушать этот хлеб и пить вино в память о нем. После этого он добавил: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе он придет» (1Кор. 11:26). Когда мы преломляем хлеб и пьем вино, то открыто заявляем о том, что Господь умер за нас. А заповедь, согласно которой нам велено творить сие «доколе он придет», напоминает, что и его смерть, и погребение, и воскресение, и вознесение на небо указывают на неизбежность его же возвращения. Если бы воскресение Иисуса не состоялось, то тогда и обетование о воскресении его последователей утратило бы всякую силу. Однако мы имеем заверение в том, что «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Джон Гринвуд (24.04.2022г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.