Библейские чтения: Иов 14; Аввакум 1; 1-е Петра 2.
Универсальная реальность для всех людей заключается в том, что они будут страдать в этой жизни. Страдание может принимать множество различных форм, но некоторые из них являются общими для всех, например, болезни и смерть. Для большинства людей оно просто факт жизни. Для большинства людей это имеет мало или вообще не имеет смысла. Страдание — это, прежде всего, неудобство, часто трагическое, трудное, горькое и печальное. Естественная человеческая реакция на страдания, особенно если мы не сделали ничего плохого, состоит в том, чтобы жаловаться, стенать и чувствовать, что с нами несправедливо обращаются.
Крещение во Христа не избавляет нас от страданий, но нам нужно выработать совершенно иной взгляд на эти страдания. Страдания заставляли апостолов радоваться (см. Деяния 5:41, Колоссянам 1:24), и они радовались своим трудностям (2 Коринфянам 12:10).
В нашем сегодняшнем ежедневном чтении Нового Завета в 1 Петра 2:19 нам сказано: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо».
Этот стих говорит нам о разнице между подавляющим большинством человечества, которое оплакивает свои страдания, и теми, кто может радоваться им. Для тех, у кого есть совесть по отношению к Богу, они возвышают свой разум над собой, чтобы видеть жизнь с небесной точки зрения.
В 1 Петра 2:20 мы читаем продолжение: «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».
Слово «угодно» в стихе 20 — это то же самое слово, повторяется из стиха 19. Это греческое слово обычно переводится во всем Новом Завете как благодать или милость, которую Бог проявляет к нам. Бог неравнодушен к нашим страданиям и дарует нам Свою благодать за то, что мы терпеливо переносим их.
Эти стихи из послания Петра напоминают нам, что нас просят не просто страдать. Именно то, как мы реагируем на страдания, позволит увидеть Божью благодать и благоволение, распространяющиеся на нас. Именно тогда, когда мы осознаем благодать Божью по отношению к нам, мы способны радоваться и смиряться со страданиями приемлемым образом.
Благословение, данное нашим Господом Иисусом в Евангелии от Матфея 5:10, тоже касается страданий: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
Страдание в этом контексте — это преследование, возможно, одна из самых тяжелых форм страдания, которую можно вынести.
Однако благословение заключается не просто в том, что они были бы в Царстве Божьем, если бы их преследовали, но в том, что: «…их есть Царство». Значение этих слов в том, что они будут наследниками Царства. В монархии есть только один тип людей, которые могут унаследовать Царство, царство наследует царь. Страдая сейчас, они в конце концов станут правителями Царства Божьего на земле и будут царствовать вместе со Христом Иисусом в Его Царстве. Апостол Павел сказал Тимофею то же самое: «…если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тимофею 2:12).
Господь Иисус, обращаясь к верующим в церкви в Смирне, ободрил их в их скорби этими словами из Откровения 2:10: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Многие из тех, кто в первом веке подвергался преследованиям, умерли. Их есть Царство Божье, ибо они пострадали за праведность, и их ожидает венец жизни, вечная жизнь. Они будут бессмертными правителями Царства Божьего при возвращении Иисуса Христа.
Страдания, о которых Петр писал в своем послании, включали гонения. Петр написал тем рассеянным евреям, которые должны были подвергнуться великому угнетению со стороны цезаря Нерона. Он мучил верующих во Христа Иисуса и многих предал смерти. И все же это обещание будущей славы было истинным для тех, кому писал Петр, ибо в 1 Петра 4:13 он увещевает их: «…но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете».
Эта радость от страданий перекликается со словами нашего Господа Иисуса в Евангелии от Матфея 5:12: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас».
Божья благодать или незаслуженная милость к нам гарантирует, что страдания, которые мы переносим в этой жизни, не будут забыты Им. Какую бы форму ни принимали наши страдания, если мы сохраняем нашу уверенность (Евреям 10:35) и терпеливо переносим, нас ожидает великая награда, как Павел напоминает тем, кто находится в Риме: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:17,18).
Ободрение будущей славы в Царстве Божьем содержится повсюду в Священных Писаниях, чтобы помочь нам реагировать на страдания в этой жизни приемлемым для Бога образом. Мы нуждаемся в этом ободрении, ибо пути Божьи далеки от естественной человеческой реакции, как утверждает Исаия: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:9). Иисус также наставляет своих учеников, что их реакция на страдания в контексте преследований должна быть противоположной человеческому инстинкту: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).
Именно слово Божье дает нам это необходимое ободрение, чтобы благочестиво реагировать на страдания, в какой бы форме они ни обрушивались на нас. В 1 Петра 2:22-24 Иисус показывает нам пример для подражания: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:22-24).
Мы помним его и его пример неделю за неделей в хлебе и вине, и мы радуемся, что через свои страдания он: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:9,10). С какими бы страданиями мы ни сталкивались в жизни, перед нами пример нашего Господа и Учителя Иисуса Христа, и мы знаем, что благодаря его страданиям у нас есть большая причина радоваться.
Пётр заканчивает свое первое послание тем же обещанием и словами ободрения будущей славы со Христом по благодати Божьей: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1Пет.5:10,11).
Адам Павет (12.12.2021г.)