Библейские проповеди
«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» (Иакова 1:22)
18.12.2021

Библейские чтения: Иов 23,24; Захария 1; 2-е и 3-е Послания Иоанна.

Стоя на горе Синай вместе с Ангелами Божьими, Моисей получил Десять заповедей – свод правил, которые должны были вести и направлять сынов Израилевых, чтобы приблизить их к Богу. После того, как Моисею были даны выгравированные каменные скрижали, он встретился с сынами Израилевыми, чтобы наставить их: «Моисей созвал весь Израиль и сказал: – Слушай, Израиль, установления и законы, которые я объявляю вам сегодня. Выучите их и храните, чтобы следовать им» (Второзаконие 5:1).

Бог не просто сказал народу – следуйте этим правилам, и все будет хорошо. В этой цитате Моисей излагает четыре четких действия для людей: они должны были “слушать”, “выучить”, “хранить” и “следовать” этим заповедям. В сегодняшнем наставлении мы рассмотрим значение каждого из этих глаголов. Вы можете сказать: «А разве слышать и выучить это ни одно и то же?» И разве это не то же самое, что хранить и следовать? Что ж, заглянув немного глубже в каждый из этих терминов, мы получим гораздо более ясную картину и начнем понимать, к чему Бог призывает сынов Израилевых через пророка Моисея.

Когда Моисей учит народ Израиля “слушать”, он не просто говорит им слушать произносимые слова, но «слушать разумно» — это то, что означает слово «шама» на иврите. На протяжении всего Священного Писания Бог говорил с людьми разнообразными способами. И это необязательно было через горящий куст. Возьмем, к примеру, пророка Илию, когда он собирался испытать Славу Божью. Это, несомненно, было важным событием. Между тем, Бог не был найден ни в землетрясении, ни в ветре, ни в огне. Бог явил Илии Свою Славу тихим голосом. Часто в нашей жизни мы ищем большие знамения – важные моменты, когда мы видим или переживаем что-то, что вызывает у нас благоговейный трепет и изумление. Однако Бог не всегда так действует. Можно впечатлиться созидательной силой Бога, стоя на вершине горы или под звездным ночным небом. Но всегда ли мы замечаем Бога в будничных проявлениях повседневной жизни? Способны ли мы ощутить Бога в дожде, облаках или просто в травинке?

Для того чтобы мы могли слышать разумно, нам нужен наставник, который может объяснить нам слово Божье. Это, несомненно, то, что случилось с эфиопским евнухом: «Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деяния Апостолов 8:30,31).

Самуил учился у ног Илии, а Павла учил Гамалиил. Нам тоже нужны люди, которые доходчиво научили бы нас, если мы хотим слышать разумно. Давайте взглянем на то, как Ездра учил людей в Неемия 8. Стены Иерусалима только что были восстановлены, и все люди собрались вместе, чтобы услышать слово Божье. Ездра стоит на деревянном возвышении, с чтецами слева и справа от него. Говорится, что они читали людям закон таким образом, чтобы помочь им понять его: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неемия 8:8).

Отсюда можно увидеть важность четкого и выразительного чтения. Люди должны были понимать то, что им читали. И нам стоит следовать примеру этих добросовестных чтецов.

Далее, Моисей говорит детям Израиля “учить” заповеди. Это отнюдь не означает, что мы должны запоминать их наизусть, хотя полезно поощрять наших детей к заучиванию важных библейских стихов, таких как «Бог есть любовь» или «Твое слово – светильник для ног моих и свет, что освещает путь мой». Слово «учить» на иврите в буквальном смысле означает «быть подталкиваемым», например, когда пастух использует свой посох, чтобы вести и направлять свое стадо, или фермер подталкивает быка, тянущего плуг, чтобы заставить его идти быстрее. Заповеди существовали по той же причине. Они должны были удерживать детей Израиля, чтобы они не свернули с правильного пути, и побуждать их продвигаться к Царству Божьему. Библия все время напоминает нам о том, где Бог хочет нас видеть и как туда попасть.

Во Второзаконии 31 Моисей произносит свою последнюю речь перед народом, который он вел в течение 40 лет. Он дает наказ священникам чтобы, когда они придут на место, которое изберет для них Господь, они должны каждые семь лет читать Закон вслух народу, чтобы даже детям и чужеземцам, которые не умели читать на иврите, напоминать о Божьих законах: «собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего; и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего, во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею» (Второзаконие 31:12,13).

Затем Моисей говорит людям во Второзаконии 5:1хранить” заповеди. Но что значит “хранить”? Используемое здесь еврейское слово «шамар» означает «охранять» или «защищать». Бесценное сокровище Священных Писаний нельзя прятать или оставлять на книжной полке неделю за неделей. Это не подходящий способ «охраны», он полностью упускает суть. Хранить Священное Писание — значит высоко ценить его, дорожить им и защищать его, а также делиться им с другими при каждой возможности. Оно как драгоценный камень, который дал нам Бог. Интересно, что на британской церемонии коронации новому монарху вручается экземпляр Библии со словами: «Прими эту книгу как самое ценное, что есть в этом мире».

Во Второзаконии 17:18-19 говорится о том, что должен делать царь Израиля, когда он будет избран: «Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии…».

Записав свой собственный экземпляр закона (это было в те дни, когда еще не было изобретено книгопечатание), царь Израиля мог читать слово Божье каждый день. Как верующие и будущие участники Грядущего Царства, мы поступаем правильно, делая ежедневное чтение Слова Божьего, которое помогает укреплять и направлять нас, и поддерживать нашу драгоценную веру.

Наконец, Моисей призывает народ “исполнять” заповеди. Этот призыв вполне ясен, и мы все должны следовать ему. Иаков говорит нам: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только» (Иакова 1:22). И у Иисуса есть история о двух мужчинах, строящих дома (Матфея 7:24:27). Они оба слышали слова Иисуса. Но только один из них сделал то, к чему призывал Иисус. Его дом, построенный на скале, пережил бурю.

В Евангелии от Матфея 5:17 сказано, что Иисус пришел «исполнить» закон. Полностью соблюдая закон, наш Господь Иисус прожил свою жизнь во славу Божью. Когда мы сейчас принимаем хлеб и вино в память о его совершенной жизни и жертве, давайте вновь посвятим себя служению и делу нашего Господа, будучи исполнителями слова, а не только слышателями. Да благословит Бог всех вас на вашем пути к Царству. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откровение Иоанна Богослова 22:20).

Бен Брамхилл (19.12.2021г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.