Библейские чтения: Руфь 1,2; Исаия 44; Иуды.
Наша сегодняшняя проповедь отражает усилия, которые мы должны приложить, чтобы исполнить волю Божью.
Исаия и ссылка на Иакова
В Исаии 44:1,2 Бог называет Израиль «Иаков, раб мой». Он говорит, что создал Иакова из чрева, и это повторяется в стихе 24. Почему Он говорит о том, что произошло до рождения Иакова? Мы предполагаем, что это напоминает нам о борьбе, которая происходила в утробе Ревекки до того, как он и его брат Исав родились. Конфликт должен был стать характерной чертой жизни Иакова, что привело к тому, что он был переименован в Израиля.
Борьба, схватка Иакова
Близнецы Исав и Иаков боролись еще во чреве Ревекки. Бог создал их как два разных народа. Один должен был стать светским человеком, охотником. Другой был бы человеком Божьим, пастырем. Иаков боролся с Исавом, чтобы стать первенцем. В утробе матери Исав, человек мира, победил в борьбе, и Иаков, человек Божий, вышел, держась за пятку. Это означало, что Иаков будет пытаться всеми своими силами получить обетования. Он представлен нам позже как человек, который дорожил Божьими обетованиями Аврааму. Он воспользовался мирским положением Исава и купил у Него первородство за миску супа. Много лет спустя, по совету матери, он воспользовался слепотой Исаака и украл благословение Исава. То, что он хотел, было правильным, но он использовал обман, чтобы получить всё это.
В книге Бытия 28:1-4, когда Иаков вышел из дома, чтобы найти жену, его отец подтвердил, что он действительно унаследует долю первенца. Он дал ему благословение обетований Аврааму и Исааку. Именно через Иакова, а не Исава, придет Семя, которое принесет благословение всему миру – Господь Иисус. Более 20 лет спустя, в книге Бытия 32:24-28, он боролся с Ангелом Господним и настаивал на том, что не отпустит его, пока тот не благословит его. Ангел вывихнул бедро Иакова, и он хромал всю оставшуюся жизнь. Иаков должен был понять, что мы не можем заслужить благословение Божье своими собственными силами, но получить благословение можно только лишь подчинившись Божьей воле. В то время имя Иаков было изменено на Израиль, что означает «Бог побеждает». Если Иакову суждено победить, он должен признать, что это никогда не произойдет благодаря его собственной изобретательности или силе.
Я ГОСПОДЬ, который творит все Сущее.
В Исаии 44:9,10 ГОСПОДЬ говорит Израилю, что бесполезно делать идола по образу человека и надеяться, что он может спасти нас. Это тот же урок, который усвоил Иаков. Наша собственная изобретательность или мастерство не могут спасти нас от вечной смерти. Господь Бог – первый и последний (стих 6), и Он сотворил всё. Мы созданы Им, и Он создал нас по Своему образу. Бог создал Израиль, и само существование этого народа – свидетельство Ему. Он не забудет их, и когда они, наконец, подчинятся Его воле, Он искупит их. Тогда будет сказано: «…ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле» (Ис.44:23)
Обратимся теперь ко второму чтению Библии из книги Руфи.
ГОСПОДЬ послал голод
Во дни Судей был голод в земле Израильской (Руфь 1:1). Голод иногда напоминал людям, что они уходят от своего Бога. Елимелех и Ноеминь решили, что для того, чтобы их сыновья процветали, они покинут землю Израиля и переселятся в Моав, где была пища. Но план был плохой, потому что люди там поклонялись идолам. Оба мальчика неизбежно женились на моавитянских невестах. К сожалению, Елимелех и оба его сына умерли, оставив своих жен вдовами. Но, по-видимому, Ноеминь, свекровь Руфи, рассказала им о своем Боге, Яхве, Боге Израиля.
Поэтому, когда Ноеминь решила вернуться в Вифлеем, она сказала Руфи и Орфе в книге Руфи 1:8, чтобы они вернулись к своим матерям. Стих 14 говорит нам, что Орфа поцеловала ее и ушла, а Руфь «осталась с ней (прилепилась к ней)». Это слово используется в книге Бытия 2:24, где нам сказано, что человек: «…прилепится к жене своей, и будут они одна плоть». Это значит цепляться за что-то. Это означает, что мы должны приложить усилия. Поэтому, когда Ноеминь сказала: «…вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею» (Руфь 1:15), Руфь отказалась это сделать. «Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою» (Руфь 1:16,17).
Как чудесно, что благодаря проповеди Ноемини Руфь поверила, что ее будущее связано с Израилем и Богом Израиля! Теперь она поняла важность обещаний, данных предкам Израиля. Она решила повернуться спиной к ложным богам Моава и отправиться в страну, которая была для нее чужой страной, где ее вполне могли презирать как мигрантку. Но благодаря свекрови она знала, что ее будущее зависит от Бога Израиля. И как печально, даже трагично, что Орфа, ее невестка, вернулась к своим богам, которые были не богами, а делом рук человеческих (см. Исаия 44:9-20). После их прибытия в Вифлеем Руфь пошла собирать опавшие колосья ячменя с полей, где собирали урожай. По одному из этих божественно устроенных совпадений она попала на поле родственника Ноемини, Вооза. Вооз понял, какую великую перемену совершила Руфь в своей жизни, и благословил ее, сказав: «…да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (Руфь 2:12).
Вера Руфи была вознаграждена. Она вышла замуж за Вооза и стала прабабушкой Давида и одним из предков Господа Иисуса Христа.
Иуда и Ревностно Борющийся за Веру (стих 3)
Наше третье чтение Библии – от Иуды. Он пишет тем, кто «освящен Богом Отцом», и сохранен (сохранен или охраняется) в Иисусе Христе, и призван (приглашен)». Мы принадлежим к этому классу людей. Как братья и сестры, мы были освящены Богом, нашим Отцом, хранимы и окружены заботой Иисуса Христа, призваны обрести вечную жизнь. Мы принадлежим нашему Господу. Какое уникальное и привилегированное положение мы занимаем.
Иуда писал, потому что в этом была необходимость: «…ревностно боритесь за веру, которая когда-то была предана святым». Истина, открывшаяся в слове Божьем, оказалась под угрозой. Но Священные Писания не могут быть изменены, потому что они являются откровением Бога. Как сказано во Второзаконии 4:2: «…не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того» (Втор.4:2). Если мы начнем оспаривать то, чему учит Библия, и подвергать сомнению ее значение в наши дни, мы потеряем свое место в Царстве.
Подобно Иакову, Руфи и Иуде, мы должны бороться за истину слова Божьего и цепляться за нее. Это наша жизнь.
Иисус в Гефсиманском саду
Иисус молился, обращаясь к своему Отцу: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). В агонии он молился более усердно, и пот его был как большие капли крови: «Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Матф.26:42). Наш спаситель показывает, что значит позволить Богу одержать верх. Он боролся с своеволием и преклонялся перед волей Божьей. Когда мы сегодня берем хлеб и вино, мы цепляемся за надежду Израиля, как Иаков цеплялся за Ангела, и мы дорожим обетованиями Божьими, как Руфь, когда она повернулась спиной к Моаву. Будем же, как просит Иуда, усердно бороться за веру, преданную святым, чтобы быть освященными Богом Отцом и быть хранимыми в Иисусе Христе. И скажем Отцу нашему: «Да будет воля Твоя!»
Том Гриффитс (20.06.2021г.)