Библейские чтения: И.Навин 9; Исаия 13; 1 Тимофею 4,5.
Иногда люди пытаются что-то украсть у нас, притворяясь служащими банка или правительства. Эти люди намеренно обманывают нас, чтобы мы дали им то, что они хотят. Мы можем найти пример подобной уловки в сегодняшнем чтении Библии из книги Иисуса Навина.
В 9-й главе книги Иисуса Навина люди из ханаанского города Гаваон видели, что случилось с городами Иерихон и Гай. Они пали перед израильтянами. Поэтому гаваонитяне притворились послами из далекой страны и, следовательно, не представляли угрозы для Израиля. Они облачились в старые, заплатанные одежды и сандалии, несли рваные, изношенные мехи, чтобы казалось, будто они много месяцев путешествовали, прежде чем добраться до израильтян. Таким образом они убедили израильтян заключить с ними завет мира и защиты. Но это был обман – ведь на самом деле они жили поблизости.
Как же Иисус Навин и руководители Израиля справились с этой ситуацией? Причина их провала находится в Иисусе Навине 9:14: «…а Господа не вопросили». Когда Иисус Навин был избран преемником Моисея, это ясно означало, что, прежде чем что-то делать — он всегда должен спрашивать Бога через Первосвященника, который носил нагрудник с его уримом и туммимом и мог дать вдохновенный ответ от Бога (Числа 27:21). В случае с гаваонитянами, похоже, Иисус Навин не считал эту делегацию из далекой страны очень важной. Возможно, он подумал, что сможет справиться с этим сам, не беспокоя Господа. Или, возможно, он просто забыл спросить Бога. В любом случае, Богу это не понравилось.
Но Иисус извлек урок из своей ошибки. После этого случая в Иисусе Навине 9 он уже всегда искал руководства Господа перед тем, как вступить в битву. Например, см. Иисус Навин 10:8, где был получен ответ: «И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим.»
Царь Давид является хорошим примером того, кто полагался на Господа. Перед тем, как вступить в какуюлибо битву, он всегда спрашивал Господа, должен ли он идти и добьется ли он успеха? И лишь когда он получал ответ от Господа, он продолжал это делать. Например, в то время, когда за ним охотился Саул в 1 Царств 23:1-2: «И известили Давида, говоря: вот, Филистимляне напали на Кеиль и расхищают гумна. И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне, и поражу ли я этих Филистимлян? И отвечал Господь Давиду: иди, ты поразишь Филистимлян и спасешь Кеиль». Затем Давид напал на филистимлян, разбил их и спас город Кеиль.
Позже, когда Саул догонял его, он снова обращается к Господу за советом в 1 Царств 23:9-12: «Когда узнал Давид, что Саул задумал против него злое, сказал священнику Авиафару: принеси ефод. И сказал Давид: Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет прийти в Кеиль, разорить город ради меня. Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет. И сказал Давид:предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут».
Здесь Давид искал одобрения Господа, прежде чем действовать, и Бог дал ему точные инструкции. Давид действовал на основании этой информации. Он покинул город Кеиль и скрылся в пустыне. В результате Саул решил оставить попытки схватить Давида и его людей.
Позднее, когда Давид был царем, он решил послать своего военачальника Иоава сражаться против города Аммона, пока сам оставался в Иерусалиме (2 Царств 11:1). Но он не спросил руководства Господа, когда увидел красивую женщину на крыше. За этим последовал его грех с Вирсавией.
Возможно, если бы Давид в первую очередь спросил Господа, должен ли он остаться в Иерусалиме, он бы получил указание идти на битву с Иоавом, потому что в следующей главе (стих 27) Иоав посылает к Давиду послов, чтобы попросить его прийти и привести с собой новых солдат в город, который он осаждал.
Итак, какие же уроки мы извлекаем из этих примеров? В Притчах 3:5-6 мы читаем следующие слова:
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».
Нам не нужно пытаться решать все самостоятельно, но нам нужно уповать на Бога во всем, что мы делаем, позволяя Ему вести нас. Это подтверждается в Псалме 31:8, где Господь говорит Давиду: «“Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою”».
Господь по-прежнему ведет нас и сегодня, потому что Он не меняется. Он может отвечать нам разными способами, не обязательно так же, как Он отвечал Давиду, но Он ответит и нам тоже.
Несколько лет назад я был в Южной Африке, где жил со своим сыном и его семьей недалеко от Дурбана. Они задавались вопросом – стоит ли им переехать в место возле Драконовых гор, которое было бы намного более тихим и более сельским. Они спрашивали Бога в своих молитвах, что им делать. Наша невестка собиралась отвезти нас в этот район на недельный отпуск, поэтому наш сын попросил жену подумать о преимуществах и недостатках, пока мы будем там. Было очень радостно провести время с семьей, но затем что-то пошло не так. На одной из прогулок мою жену и двоих детей укусили клещи, и им пришлось обратиться к врачу за антибиотиками. В местном городке банк временно закрыли, поэтому мы не могли получить нужные деньги. Однажды ночью мой фотоаппарат украл вор, который проник через приоткрытое окно. Другие вещи тоже пошли не так. В конце концов наша невестка решила, что так Бог говорит им: «Не думайте переезжать сюда». Это был просто пример того, как Бог, возможно, может отвечать на наши молитвы.
Когда мы подходим к Новому Завету, Иисус является нашим совершенным примером того, кто всегда руководствовался молитвой к Своему небесному Отцу. Он учил своих учеников как нужно молиться, призывая их молиться чаще. Он учил притче о настойчивой вдове, чтобы показать им: «…что должно всегда молиться и не унывать» (Луки 18:1).
В своей иллюстрации истинной виноградной лозы в Иоанна 15:4-7 Иисус говорит следующее: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».
Наша жизнь во Христе не может быть эффективной до тех пор, пока мы не примем слова Иисуса и слова нашего Отца в нашу жизнь, чтобы помогать и направлять нас в наших действиях. Мы можем помочь этому процессу через молитву, как Павел увещевает филиппийские и колосские экклесии в Филиппийцам 4:6: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
Давайте теперь вспомним Господа Иисуса Христа в хлебе и вине, Который: «…претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. (Евреям 12:2).
Пол Гендерс (23.05.2021г.)