Библейские чтения: Ездры 1,2; Осия 5; Деяния 21,22.
Для нашего сегодняшнего наставления давайте обратимся к Книге Откровение. Откровение – это сборник знамений. Апостол Иоанн получил его во время своего изгнания на острове Патмос. Ему было сказано, что блаженны те, кто ходит во свете этого учения, а это значит, что и для нас важно читать его и пытаться понять. Книга Откровение имеет семеричную структуру: семь церквей, семь печатей, семь труб и семь последних язв. После исполнения последнего из этих знамений власть над миром перейдет в руки Иисуса Христа и его последователей, и начнется Царство Божье.
Давайте рассмотрим послания Иисуса, направленные семи церквам в Римской провинции Азия (на западе современной Турции). Иисус отметил добрые дела и недостатки каждой из этих церквей. Затем он сделал каждой из них предостережение и, наконец, дал обещание всем тем, кто «победит».
Читая эти послания, мы должны задуматься, какое отношение это имеет к нам. Что бы сказал Иисус о нас? Как бы он оценил жизнь, которую мы ведем? Какие предостережения он сделал бы нам? На что мы можем надеяться?
Первая экклесия, которую мы встречаем – Эфесская, и в Откровении 2:1-7 ей дается весьма высокая оценка. Это была деятельная экклесия, непримиримая к греху, безупречная, стойкая и решительная. Но были там и недостатки. Иисус говорит в Откровении 2:4: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Христу нужно было от них больше, чем просто служение. Он искал их любви. Надо заметить, что братья в Эфесе не отреклись от предмета своей любви, ибо то, что им удалось сделать, они делали: «…ради имени Моего (Иисуса)» (стих 3). Но их первоначальный энтузиазм, та страсть, которую они когда-то питали к поиску истины, пропали. Их поклонение совершалось по привычке, а не как угодное приношение Христу. Похожая утрата первой любви произошла и с Израилем в Ветхом Завете (см. Иеремия 2:2 и 5).
Смирна находилась в 60 километрах к северу от Эфеса. Это был крупный и процветающий город. В Откровении 2:8-11 сказано, что Смирна была активной церковью, с глубокой верой, но страдающей от преследований. Мы читаем в Откровении 2:9: «знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат)». Им было сказано не бояться ничего из того, что им предстояло пережить. По-видимому, это был период ожесточенных гонений, вспыхнувших против христиан в 110-120 годах нашей эры под руководством императора Траяна. Он пытался искоренить растущие христианские общины и приказал своим подчиненным подавлять их со всей жестокостью. Вот почему Иисус говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (стих 10). Христос поручился за эту награду.
Наш третий город, Пергам, занимался производством письменных принадлежностей, и он особенно преуспел, когда Египет перестал поставлять папирус. Пергам был полон храмов, и был в нем огромный храм бога Зевса. Послание свидетельствует о том, что это была экклесия непреклонная, сражающаяся и находящаяся в опасности. Иисус призывает в Откровении 2:17: «Имеющий ухо [слышать] да слышит, чтоо Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». Победителю в греческих играх давали белый камень, и здесь, в Откровении, он символизирует наше оправдание на Суде. При крещении мы крестимся во Христа и стараемся идти по пути, который приведет нас к Царству Божьему. Но признают ли нас достойными вечной жизни, станет ясно только на Суде, когда, если будет на то воля Божия, мы получим «белый камень» оправдания и торжества.
О происхождении следующей экклесии, той, что в Фиатире, мы можем узнать из Деянияй св. Апостолов 16:15. Когда апостол Павел был в Филиппах, он встретил женщину по имени Лидия, которая приехала из Фиатира. Он понял, что она набожная женщина и заговорил с ней об истине. Вскоре после этого она была крещена. Другие новообращенные из Фиатира, вероятно, встречались в ее доме, так как она была богата. К сожалению, ко времени этого послания Иисуса, 50 лет спустя, церковь в Фиатире раскололась на две части. Одна часть отличалась неисчерпаемой любовью, служением, верой и терпением, в то время как другая группа позволяла своим участникам поддаваться дурному влиянию со стороны кого-то вроде женщины Иезавель из Ветхого Завета. Эта Иезавель была идолопоклонницей и жестокой женой Ахава, который убивал пророков Божьих (Откровение 2:20). Языческие религии процветали и в древнем городе Фиатир, поэтому, возможно, эти люди позволяли своим членам поклоняться в храмах идолов, и при этом преломлять хлеб, чтобы вспомнить Иисуса. Нам надо помнить, что в нашем богослужении мы должны использовать традиции Церкви Первого Века и отказаться от всего остального.
Есть о чем поразмыслить и в отношении следующей экклесии, Сардийской. Вот что говорит Иисус: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откровение 3:1,2). Это была община, которая жила во лжи. Они делали вид, что ведут добродетельную жизнь, а на самом деле были духовно мертвы. Однако во всех церквах, которые мы рассмотрели, всегда находилось несколько истинно верующих, были отдельные люди и в этой церкви, в Сардах, которые не осквернили свои одежды, и им было обещано: «… и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (стих 4).
В Филадельфии была преданная экклесия. У них не было много силы. Но Иисус говорит, что они: «…сохранили слово Мое, и не отреклись имени Моего» (Откровение 3:8). И было им сказано: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (стих 11).
Последней из семи церквей была Лаодикийская экклесия. Она была ни холодна, ни горяча (Откровение Иоанна Богослова 3:14-17). Члены церкви считали, что они богаты и ни в чем не нуждаются. Но они не понимали, что в глазах Иисуса они были жалкими, несчастными, нищими, слепыми и нагими. Вместо того чтобы использовать свое богатство для служения Богу, братья и сестры использовали его для своего удовольствия. Они придавали гораздо больше значения материальным благам, чем духовным добродетелям. К сожалению, они были слепы к своему подлинному состоянию. Духовная слепота была их истинным грехом. Что интересно, Лаодикия славилась глазной мазью местного производства, которая, как предполагалось, обладала целебными свойствами, и поэтому им сказано в стихе 18: «…помажь глаза твои, чтобы видеть»! Лаодикия находилась примерно в 160 километрах от Эфеса по Великому Восточному торговому пути. До того, как она вошла в состав Римской Империи, она был уязвима для нападения, потому что для водоснабжения использовала водопровод, поставляющий воду из источников, расположенных за несколько километров. Это были горячие источники, но из-за водопровода вода всегда приходила остывшей. Как холодные, так и горячие напитки освежают, но тепловатые могут вызывать тошноту. Лаодикийские братья были равнодушными в своей вере, и такое отношение оскорбительно для Господа Иисуса. Из-за их вялой и богопротивной позиции Иисус готов был извергнуть их из своих уст, если их вера срочно не изменится (Откровение 3:16). Но даже несмотря на то, что они катились вниз, для них все еще оставалась надежда, при условии, что они изменят свой путь. Иисус говорит жителям Лаодикии: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (стих 21).
Напутствие к нам сегодня состоит в том, что мы должны читать эти послания и прислушиваться к наставлению Иисуса имеющим уши да услышать. Тогда мы сможем разделить с ним его победу над грехом и смертью и воссесть с ним в его Царстве. Теперь давайте вспомним его, преломляя этот хлеб с вином.
Пол Дэвисон (8.11.2020г.)