Библейские проповеди
Встреча Петра с Корнилием
31.10.2020

Библейские чтения: 2 Паралипоменон 30; Даниил 10; Деяния 10.

Пётр был удивлен, когда Святой Дух предложил ему пойти на встречу с Корнилием, римским сотником из полка. Его воспитание и мнение его собратьев-евреев затруднили бы это принятие.

Избранный Народ

Как и все евреи, Пётр знал, что они были Божьим народом, потомками Авраама и наследниками его обещаний. Они были выведены из Египта как отдельный народ со своим языком, своими законами и своей землей. Бог сказал им на Синае: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов…» (Исход 19:5). Евреи были особым народом Бога, отдельным от всех других народов. Когда они завоевали землю Ханаан, им было велено полностью уничтожить ее жителей, не проявив к ним милосердия и не женившись на их сыновьях и дочерях.

К сожалению, они забыли, что Бог вывел их из Египта только по одной причине: «но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим…» (Второзаконие 7:8). Вместо того, чтобы проявить смиренную благодарность, чего требовала любовь Бога, они возгордились и стали думать, что они важнее своих соседей. Они называли их ‘собаками’.

Но план Бога никогда не заключался в том, чтобы Его народ жил изолированно, как люди с коронавирусом, держа Бога при себе. Действительно, Бог обещал Аврааму, что: «…и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:3). Евреи должны были понять, что цель Бога не ограничивалась лишь ими, а охватывала все народы. В словах Бога на Синае продолжалось: «…вы будете у Меня царством священников…» (Бытие 19:6). Работа священника не в том, чтобы держать людей подальше от Бога, а в том, чтобы дать им возможность прийти к Нему. Израиль должен был быть царством священников; им следовало привлечь своих соседей-язычников к поклонению Богу, Господу всей земли.

Возможно, Пётр это знал. Возможно, он был знаком с пророчеством Исайи о грядущем Мессии: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Исаии 49:6). Возможно, в глубине души Пётр знал, что однажды: «и славы Господней полна вся земля» (Числа 14:21), но он не ожидал этого при своей жизни.

В Доме Симона Кожевника

Дом Симона Кожевника вероятно был оживленным местом. Собственно, мы можем задаться вопросом – почему Пётр там жил? Кожа поступает от мертвых животных, и, даже если предположить, что кожевенный процесс обрабатывает только шкуры овец и коз, Пётр жил бы в мире, полном странных запахов и страха перед нечистотой. По закону Моисея туша даже чистого животного являлась нечистой: «И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера» (Левит 11:39).

Так, может быть, поэтому Пётр, желая тихого места для молитвы, забрался на крышу? Не только для того, чтобы отвлечься от суеты кожевенного завода и избежать суеты приходящих и уходящих людей, но и чтобы избавить свой разум от вида и запаха мертвых животных. Но затем, как это часто бывает в нашем собственном опыте, вещи, которые занимали его мысли, пока он бодрствовал, стали преследовать его во сне.

Трижды спускалось нечто подобное большой пелене, полное не овец и коз, а: «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные» (Деяния 10:12). Всё это были создания, которых он, как иудей, учил не есть и даже не трогать, потому что: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Левит 20:26). Трижды голос с небес сказал: «встань, Пётр, заколи и ешь» (Деяния 10:13). Слово «убить» здесь не обычное слово, оно почти всегда относится к принесению жертвы. Пётр отвечает: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (стих 14). Трижды он слышал торжественное предупреждение: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (стих 15).

Язычник, Римлянин и Сотник

Бог мог бы облегчить жизнь Петру. Это мог быть другой язычник, возможно, человек из Африки, например Эфиоп, который встретил проповедника Филиппа. Почему же это должен был быть римлянин, один из тех ужасных людей, которые завоевали страну Петра, лишили их свободы, заставили платить налоги и обращались с ними как с рабами? Возможно это должен был быть солдат? И если это должен быть солдат, действительно ли это должен был быть сотник? Но Бог говорил не только с Петром, но и со всеми нами. Никто не исключен из Божьей милости. Когда псалмопевец написал в Псалме 97:3 «Все концы земли увидели спасение Бога нашего», он говорил о любви Бога ко всем Его сотворенным народам. Корнилий был человеком, которого Пётр до сих пор считал бы, как описано: «…не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефесянам 2:12). Однако именно к нему Петр был послан с особой миссией. Отныне не было ни еврея, ни грека. Спасение должно было быть доступно всем по благодати Божьей в Господе Иисусе Христе.

Набожный Человек

Есть еще важное в этой истории. В Деяниях 10:2 мы читаем, что Корнилий был: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Бог увидел его доброту и услышал его молитвы. Но нужно было кое-что еще, если он хотел спастись от вечной смерти. Итак, Пётр рассказал ему и его семье о воскресшем Господе Иисусе и о прощении, которое приходит через веру в Него; вера, подтверждением и знаком которой стало крещение.

Тайна Раскрыта

В первом веке свитки были драгоценны. Для нас бумага и чернила очень дешевы. Но для Луки покупка свитка была дорогостоящей, и он имел очень ограниченное место для записи. Но Бог, несомненно, хотел, чтобы Феофил, для которого он написал свою книгу, и все мы, читающие книгу Деяний, узнали подробности того, как Евангелие распространилось из Иерусалима. Итак, почему, когда Лука уже однажды дал нам ясный отчет об обращении Корнилия в Деяниях 10, мы читаем об этом снова в главе 11?

Важно, чтобы мы знали, что верующим иудеям потребовалось много времени, чтобы осознать, что Бог действительно хотел, чтобы язычники услышали Евангелие: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деяния 11:18). Этот рассказ об обращении Корнилия и его семьи знаменует собой настоящий поворотный момент в Божьем плане спасения. Позднее Павел напишет о тайне Евангелия, которая, по его словам, была сокрыта на протяжении многих веков, но теперь открылась: «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Ефесянам 3:6).

Итак, в Деяниях 10 и 11 раскрывается таинство. Благодать Божья распространилась на всех, кто будет искать Его. Это дошло даже до нас в 21 веке. И хотя когда-то у нас не было надежды и мы жили без Бога в этом мире, теперь мы разделяем богатство чудесной надежды, которая принесла свет язычникам, богатство – бедным и зрение – слепым. Пётр, возможно, вспоминая свою встречу с Корнилием, позже написал: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).

Вы понимаете, что это повторение? Петр цитирует слова, которые повторяются во Второзаконии, например, из Второзакония 7:6: «ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.» Давайте помнить, что, как и Корнилий, мы были: «Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). И поэтому мы должны стараться жить согласно этому призванию. Давайте извлекать для себя уроки из этих глав в Деяниях и из ошибок Израиля. Нам была явлена Божья благодать не потому, что мы лучше других людей; не потому, что мы сильнее или многочисленнее, а просто благодаря Его любви, Его милости и Его благодати. Мы благодарим за хлеб и вино, благодарим Бога за то, что Он послал Господа Иисуса, чтобы принести нам спасение, и что Его милость воистину простирается до концов земли.

Эндрю Уокер (1.11.2020г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.