Библейские чтения: 4 Царств 11; Иезекииль 2; 2 Коринфянам 8,9.
«Доброхотно дающего любит Бог». Эти слова взяты из нашего библейского чтения Нового Завета на сегодняшний день во 2 Коринфянам 9:7. Я хочу использовать их в качестве основы для нашей проповеди, прежде чем мы воспомянем нашего Господа и Его жертву в хлебе и вине. Первая часть приведенного выше стиха гласит: «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением». Павел говорит, что мы должны спросить себя: «Каковы мои мотивы помогать другим людям? Делаю ли я это неохотно, потому что чувствую себя обязанным отдавать? Или я отдаю, потому что не хочу, чтобы другие люди считали меня плохим? Или я отдаю с радостью, от чистого сердца?»
В предыдущем стихе Господь также говорит нам через апостола: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Коринфянам 9:6). В Книге Притчей говорится то же самое. Бог видит наши сердца. Он знает наши мотивы и способен дать нам гораздо больше, чем мы отдаем.
Но теперь давайте обратимся к первому из наших чтений на сегодня, 4 Царств 11. Здесь мы возвращаемся к некоторым мрачным и печальным дням в истории Израиля. Это царствование Гофолии, дочери Ахава. В 4 Царств 11:1 Гофолия убила всех наследников мужского пола на престоле Иуды, чтобы стать царицей. Лишь младенец Иоас выжил. Гофолия привела народ к поклонению идолам.
Нам говорится, что младенец Иоас был спасен от смерти, его прятали с кормилицей в храме в течение шести лет (4 Царств 11:2). Когда ему исполнилось семь, священник Иодай провозгласил его царем, и нечестивая Гофолия была предана смерти. Едва избежав смерти, Иоас смог исполнить Божье обещание, данное царю Давиду: «…не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом» (3 Царств 8:25). Непрерывность царского рода не была нарушена.
В отличие от Гофолии, юный царь Иоас делал то, что было правильно в глазах Бога (4 Царств 12:1,2). Он начал с организации реставрационных работ в Храме, который был сильно заброшен во время правления Гофолии. Он поручил священникам использовать для этой цели деньги, собранные с народа. В 4 Царств 12:4 мы читаем: «И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, [вносимое] за каждую душу по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень…».
Отметим, что некоторые люди отдавали деньги, «сколько кому приходит на сердце». Им необходимо были платить некоторые храмовые налоги, потому что таков был закон. Но некоторые из израильтян давали больше, чем эта сумма, желая помочь делу Божьему. Это тот вид даяния, который любит Господь. Не столько сумма, которую мы даем, сколько мотив, стоящий за нашим пожертвованием. Однако священники были не так усердны, как могли бы быть, и царь сделал им выговор за то, что они не использовали деньги по назначению. Он решил ввести другую систему. Он заставил священника Иодая взять сундук и проделать в нем дыру, как в денежном ящике. Затем он использовал все деньги, полученные от народа, оплачивая труд работников в Храме (4 Царств 12:6-12). И вновь народ щедро откликнулся, как сказано в стихе 10: «Много серебра в ящике». Это напоминает нам о вдове во времена Иисуса, которая положила всю свою пенсию в ящик при храме, стремясь показать свою благодарность Богу (Марка 12:42,43).
Мы переходим к Иезекиилю 2, второму из наших чтений. Пророк Иезекииль был среди 10000 пленников, отведенных в Вавилон во времена царствования царя Иоакима (4 Царств 24:12-14, Иезекииль 1:2). Именно здесь Иезекииль начал пророчествовать евреям в изгнании. Его имя означает «Бог укрепит».
Иезекииль, подобно Иисусу, был послан к заблудшим овцам дома Израилева. Однако овцы теперь были в плену. Господь укрепил Иезекииля для трудной задачи, стоявшей перед ним, видениями, которые ему показал (Иезекииль 1:1). Но Бог не гарантировал того, что Иезекииль будет иметь полный успех. Отнюдь нет! В главе 3 Иезекиилю было сказано съесть свиток книги. Задача, поставленная перед ним, состояла в том, чтобы вкушать слова Божьи и верно передавать их своему народу. Иезекииль ответил следующими словами: «…было в устах моих сладко, как мед» (Иезекииль 3:3). Но в его желудке сладкое сменилось кислым. Передача слов Божьих будет стоить ему боли и печали.
Иеремия и псалмопевец также говорят о вкушении Слова Божия: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иеремия 15:16) и: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Псалом 118:103).
Подобно Иезекиилю, Иеремии и псалмопевцу, нам необходимо принять Божье слово в свои сердца и передавать его, когда представляется такая возможность. Как Бог дает нам хлеб насущный, так нам дается и хлеб духовный для пропитания. Отправляя Своих учеников возвещать благую весть, Иисус сказал им: «Даром получили, даром давайте» (Матфея 10:8). Господь милостиво дал нам знание о том, что вечно. Павел говорит: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» (2 Коринфянам 4:6,7). Мы должны быть столь же щедры в передаче знания Истины другим людям, как и в отношении наших денег.
Во 2 Послании Коринфянам 8 и 9 Павел заботился о благополучии бедных еврейских братьев в Иерусалиме. Он организовал для них специальный сбор средств и хотел, чтобы братья и сестры в Греции щедро пожертвовали деньги. И вновь, в своем Послании Галатам он призывает их: «…будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галатам 6:10). Нам необходимо быть начеку в те моменты, когда наш брат или сестра нуждаются в помощи, и щедро помогать им. Бог позаботится о том, чтобы мы не теряли, отдавая, как говорит Павел во 2 Послании Коринфянам 9:8.
Эти примеры щедрого даяния приводят нас к размышлению о Господе Иисусе. Павел продолжает: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринфянам 8:9).
Иисус является нашим примером во всем. Он всегда был послушен воле Своего Отца.
Бог сказал во время крещения Иисуса: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17). В духе великодушного даяния, Он отдал Себя в жертву за наши грехи. Подобно тому, как Иисус не жалел ничего, пусть и наши сердца будут настроены так же, чтобы мы были более склонны отдавать Богу от изобилия, которым Он благословил нас. Будем же делиться с радостным сердцем: «…не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7).
Давайте же теперь вспомним Иисуса в хлебе и вине, символах, напоминающих нам о распятии Его тела и пролитии Его крови. Этот акт дарения принес нам победу над грехом и смертью и дал нам надежду на жизнь вечную в грядущем Царстве.
Джон Мур (6.09.2020г.)