Библейские чтения: Исход 27; Псалтирь 80,81; Ев. от Марка 12.
Псалом 80 относится к числу псалмов, приписываемых Асафу, который был одним из музыкантов во время царствования Давида (1Пар. 15:17). Этот псалом начинается с торжественной ноты, поскольку он призывает народ петь Богу и громко прославлять Его на музыкальных орудиях. В чем же радость и в чем торжество? Дело в том, что в третьем стихе упоминается как новомесячие, так и полнолуние: «…день праздника нашего». Возможно, речь здесь идет об одном из установленных в Израиле праздников, будь то о Пасхе в первом месяце или о празднике кущей и труб в седьмом. Поскольку псалом явно упоминает время исхода из Египта в ст. 5-7, то скорее всего он посвящен Пасхе – празднику, на протяжении которого Бог призывал народ размышлять над прошлым и вспоминать своё чудесное избавление, свершившееся столь много лет назад. В Исх. 13:7-9 говорится: «Пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта».
Любопытно, что возвышенный, праздничный дух этого псалма вскоре прерывается, так как с восьмого стиха и далее автор переходит к порицанию своего народа, делая это от имени Бога. Почему это так происходит? Причиной тому выступает неспособность Израиля хранить и помнить всё то, что было сделано ради него Богом. Он просил Свой народ поклоняться только Ему одному – Богу, спасшему израильтян из Египта и обещавшему даровать им все благословения этой жизни (ст. 9,10). Однако народ Израилев не стал этого делать, но вместо того чтобы помнить о благости Божьей, открывшейся в событиях Пасхи, перестал слушать Его и совратился на свои собственные своенравные пути (ст. 11-12), что привело к трагическим последствиям, как мы и читаем о том в книгах Судей и Царств.
Псалмопевец упоминает об этой исторической проблеме с забывчивостью Израиля по той причине, что она не исчезла и во дни написания им этого псалма. Бог очень хотел творить добро Своему народу, хотел даровать ему победу над врагами и благословить обилием пищи (ст. 14-16), но израильтяне не воспринимали Его слова: «О, если бы народ Мой слушал Меня» (ст. 13) – восклицает Господь, ибо тогда всё было бы совершенно иначе.
Таким образом, можно сказать, что псалом Асафа посвящен памяти и воспоминанию. Он напоминает Израилю о его избавлении в далеком прошлом всякий раз, когда народ отмечает Пасху и празднует её на протяжении времени, специально выделенного для размышлений о делах Божьих, сотворенных Им в былые дни. Но Бог использует эту возможность еще и для того, чтобы напомнить Своему народу о последствиях, постигших его праотцов после того как те отвернулись от Бога и начали поклоняться идолам, в связи с чем их жизнь стала невыносимой. Если бы они хранили все эти события в своей памяти, то тогда, возможно, они изменили бы свое нынешнее поведение.
Именно в этом заключается увещевание, которое нам предлагает сегодня данный псалом. Он подвигает нас к тому, чтобы не забывать о прошлом и извлекать для себя содержащиеся в нем уроки, и это относится как к истории Израиля, так и к нашему собственному жизненному опыту.
Польза от изучения истории Израиля усматривается в том, что она свидетельствует о неукоснительном соблюдении Богом всех обетований, данных Им на протяжении веков в разных местах и обстоятельствах. Он обещал праотцам Израиля, что приведет их потомков в землю, которую назначил им по обету. И даже когда исполнение этого обещания выглядело невозможным с человеческой точки зрения, Бог всё равно исполнил его в точности. Его народ воззвал к Нему в скорби и стеснении, и Он чудесным образом избавил Израиля от тяжкого бремени, лежавшего на его плечах (ст. 7), даровав ему землю, в которой Авраам странствовал кочевником. Если мы сохраним это в своей памяти, как то надлежало сделать Израилю, то будем иметь заверение, что Бог исполнит и данные нам обетования тоже, ибо мы Его дети. Вот лишь некоторые из Божьих обетований, способные вдохновлять и ободрять каждого из нас:
«Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5).
«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10:13).
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:1,2). Эти обетования были даны Израилю, но их действие распространяется и на тех, кто достигнет бессмертия в Царстве.
В жизни будет много обстоятельств и событий, при которых станет казаться, что верить в эти обетования очень трудно. Нет сомнений в том, что израильтяне должны были с крайним недоверием отнестись к словам Моисея об их грядущем избавлении из египетского рабства, когда он впервые сказал им об этом. Однако все свидетельства на этот счет мы легко находим в Библии, причем опять и опять. Бог всегда исполняет то, что говорит, и это включает в себя и Его заботу о тех, кто является Его детьми в нынешнее время.
Как Асаф вдохновлял своих читателей на размышления об их не столь давнем прошлом, которое, к сожалению, было отмечено непослушанием, так и нам следует использовать воспоминания о собственной жизни, дабы развивать свою веру в Бога. Даже когда мы испытываем упадок духа, у нас есть возможность возвращаться в мыслях к тем временам, когда Бог трудился на наше благо, когда помогал и направлял нас на тех или иных путях. Такой сложный период может наступить в результате ухудшения здоровья, или по причине возникновения какой-либо семейной проблемы, не устраивающей нас работы, беспокойства из-за жилья, утраты родственника или друга. Или когда некоторые из перечисленных бед случатся одновременно. Мы можем обратиться взглядом к прошлым временам своей жизни и вспомнить, как мы взывали к Богу и Он выручал нас, избавляя от охвативших нас скорбей и помогая в трудный момент.
Вспоминая прошлое, мы получаем возможность взращивать свою веру ради будущего. Нам известно, что Бог продолжит заботиться о нас и приведет в Свое Царство. Иисус указывает на это в Мар. 11:24, говоря, что когда мы молимся с верой, то Бог непременно ответит нам. Нам следует укреплять свою уверенность посредством размышления над прошлым и поиска в нем примеров того, как мы неоднократно получали благоприятный ответ от Бога. Всё это вполне по силам любому из нас, даже несмотря на то обстоятельство, что жизненный опыт каждого отдельного человека неповторим.
Иисус тоже использовал такой подход, предаваясь воспоминаниям. Он обращался мысленно к ветхозаветным Писаниям, которые день за днем исполнял своим собственным служением, и при этом был уверен, что поступает в полном соответствии с волей своего Отца. Он мог рассматривать и примеры из своего собственного прошлого, отмечая то, насколько действенно и утверждающе Бог отвечал на его молитвы. Так было в случае с превращением пяти хлебов в пищу, достаточную для насыщения пяти тысяч человек. Так было при воскрешении Лазаря, при избрании двенадцати апостолов, и так было в момент Преображения. Это лишь некоторые из тех многочисленных примеров, известных нам, когда Иисус молился своему Отцу, а Он отвечал ему. Всё это должно было укрепить его веру и помочь молиться о свершении Божьей воли в самых критических обстоятельствах – в Гефсеманском саду, когда перед Иисусом в полный рост встала перспектива несправедливого суда и неотвратимого распятия. И вновь Бог услышал его молитву и ответил незамедлительно: «Явился же ему ангел с небес и укреплял его» (Лук. 22:43).
Совершаемое нами хлебопреломление справедливо называется памятным служебным обрядом (англ. memorial service). Как то было и в случае с Пасхой для Израиля, мы тоже в очередной раз имеем возможность вспомнить и обратиться в своих мыслях назад к жертве Иисуса и к величайшему выражению Божьей любви, явленной нам в символах хлеба и вина. И мы можем воспеть хвалу Богу так, как призывает нас сделать это Асаф в Псалме 80:1.
Марк Виттакер (16.02.2020г.)