Библейские чтения: Бытие 22,23; Псалмы 25-27; Матфей 14.
В Евангелии от Луки 1:36 говорится, что Мария и Елисавета были родственницами. Это означает, что Иисус и Иоанн Креститель, должно быть, тоже являлись родственниками. Оба мальчика были почти одного возраста, потому что из того же стиха Евангелия от Луки мы узнаем, что Иоанн родился примерно за шесть месяцев до Иисуса. Иисус вырос в Назарете на севере Израиля, но родители Иоанна были родом из «города Иудина» (Лука 1:39), что означает, что он пришел с юга, следовательно, эти два человека не выросли бы вместе. Их происхождение было довольно разным. Хотя по линии матери Иисус происходил от царя Давида из колена Иудина, люди думали, что Он был сыном Иосифа, деревенского плотника в Назарете. Напротив, Иоанн родился в аристократическом священническом колене Левия. И отец его, и мать были потомками самого Аарона. Так что при нормальном ходе событий Иоанн стал бы священником, как и его отец. Однако вместо этого он был призван Богом стать пророком.
Вполне возможно, что эти два мальчика встречались друг с другом на семейных встречах, таких как свадьбы или похороны, или во время пилигримских праздников, таких как Пасха, когда все отправлялись в Иерусалим. Однако в Библии нет ни одной записи о том, что они встречались до того, как выросли. Иоанн отвернулся от священства и вместо этого стал радикальным проповедником пустыни. Иисус работал вместе с Иосифом в плотницком деле и, вероятно, продолжал работать один после смерти отчима, чтобы обеспечить семью деньгами. Их первая записанная встреча – это когда Иисус пришел к Иоанну принять крещение. Увидев Иисуса, Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоанн 1:29). Это поразительно. Это показывает, что Иоанн Креститель знал Иисуса лучше и понимал Его миссию более ясно, чем апостолы. Даже после трех лет хождения с Иисусом они все еще не понимали Его роли жертвы за наши грехи. Очевидно, Иоанн был главным пророком, понимающим символику пасхального агнца, чья кровь была намазана на дверных косяках израильтян, когда они покидали Египет. Он понимал, что это указывает на смерть Иисуса на кресте. Иногда Бог скрывает пророчества в реальных событиях.
Евангелие от Иоанна подтверждает, что Иоанн Креститель был «человек, посланный от Бога», который«пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» (Иоанн 1:67). В Деяниях апостолов говорится, что много лет спустя в отдаленных уголках Римской Империи были верующие, которые не слышали об Иисусе, но были знакомы с крещением Иоанна, а также с учением Иоанна. Это показывает, сколь большое влияние Иоанн оказал на людей, которые жили в то время.
Но теперь Иоанн Креститель был мертв. Матфей говорит, что именно ученики Иоанна сообщили Иисусу эту весть (Матфей 14:12). Иисус знал, что Его судьба – умереть за грехи мира. Никто другой, казалось, не понимал этого, кроме Иоанна Крестителя. Но Иоанн был мертв, жестоко убит царем Иродом. Эта новость напомнила о реальности и близости Его собственной ужасной смерти. Иоанн пишет, что кормление 5000 человек произошло во время Пасхи (Иоанн 6:4,5). Это была, вероятно, третья Пасха служения Иисуса, ровно за 12 месяцев до Его собственной смерти.
Мы можем понять, что чувствовал Иисус, потому что, получив известие о смерти Иоанна, Он тут же прервал обучение и исцеление и удалился на лодке в пустынное место «один». Ему нужно было побыть одному, чтобы поразмыслить о том, что произошло, и о том, какой эффект это произведет. Вскоре Он отправится в Иерусалим в последний раз. Многие были разочарованы тем, что проповедь и исцеление закончились так внезапно. Не понимая, что Господь Иисус опечален, и Ему нужно время, чтобы прийти в Себя, они заметили направление, в котором двигалась Его лодка, и поспешили обогнуть берег, чтобы добраться туда раньше Него. Когда Он сошел на берег, они уже ждали Его, требуя помощи. Апостолы должны были быть очень встревожены, и они, вероятно, хотели, чтобы Иисус отправился в другое место, но для Иисуса было типично сострадание, и Он стал исцелять больных людей.
День клонился к вечеру, и ученики стали уговаривать Иисуса разослать народ по домам. И снова Иисус проявил великое сострадание и накормил голодных хлебами и рыбой. Толпа состояла из 5000 мужчин, не считая женщин и детей, так что общее число могло быть намного больше. Когда все насытились, они собрали то, что осталось, – 12 полных корзин. Объедков были больше, чем хлебов, с которых началась трапеза.
Наконец, Иисус отослал учеников в их лодке, а Сам распустил толпу. Затем Он поднялся на гору, чтобы помолиться. Ученики в своей рыбацкой лодке все еще не достигли дома к раннему утру следующего дня. У них были серьезные неприятности. Яростный шторм поднялся и унес их далеко от берега. Ветер был встречный, и огромные волны били их лодку, угрожая опрокинуть ее. Матфей говорит, что это была четвертая стража ночи, между тремя и шестью часами утра, когда они увидели нечто, что их напугало. Это было невозможно – человек шел по воде. Они думали, что это призрак, приближающийся к ним, и ничего не могли поделать. Это были люди, искренне верящие в Бога, но они были напуганы, потому что думали, что за ними следует призрак. Тогда фигура заговорила: «Это Я; не бойтесь» (Иоанн 6:20). Они знали этот голос. Это не призрак! Это был Иисус! Когда Он сел в лодку, шторм сразу прекратился.
Если мы расположим эти события в хронологическом порядке, то увидим здесь притчу. Иисус преломляет хлеб, символизируя этим Свою жертву. Он поднимается на гору, которая напоминает нам о Его вознесении на небеса. Наступает долгая темная ночь с волнами и ветром, и апостолам кажется, что они не продвигаются вперед. Иногда мы чувствуем себя так же. Но среди ночи Он появляется и присоединяется к нам в лодке. Это Его второе пришествие, и Его царство, когда мы будем с Ним. Подобно апостолам, мы немедленно прибудем к месту назначения (Иоанн 6:21). Мы видим здесь аллегорию пришествия Господа, когда люди меньше всего ожидают Его. Действительно, большинство людей будет настолько поглощено заботами этой жизни, что они даже не будут ожидать Его пришествия.
События у Галилейского моря в тот день подчеркивают черту характера Иисуса, которую нам необходимо у Него перенять. Он действительно заботился о Своем народе. Он не хотел, чтобы кто-нибудь потерялся. Та странная маленькая деталь о сборе оставшихся хлебов подчеркивает эту мысль. Если бы излишки пищи остались на земле, голодные птицы вскоре съели бы их. Даже объедки были драгоценны. Стоит взглянуть на порядок последующих событий, так как здесь может скрываться еще одна притча. В Евангелии от Матфея 14 Иисус кормит 5000 евреев. В главе 15 Он исцеляет дочь женщины сирофиникиянки. Также в этой же главе Иисус насыщает 4000 язычников. В Послании Римлянам 1:16 Павел описывает Евангелие как силу Божью для спасения всех верующих, прежде всего Иудеев, а также Еллинов (язычников). В каждом новом месте Павел проповедовал сначала в местной синагоге евреям, а затем обращался к язычникам. В этом он следовал примеру и учению Самого Иисуса. 5000 человек были евреями с северо-запада Галилейского моря, и чудо произошло недалеко от Вифсаиды. Собранные 12 корзин напоминают о 12 коленах Израиля. Пять хлебов и две рыбы могут указывать на еврейские Писания: пять книг Моисея плюс мудрость и пророки, как две другие группы.
Накормив 5000 человек, Иисус покинул Израиль и удалился в район Тира и Сидона. Там Он не проявил желания исцелить больную дочь женщины-язычницы. Он сказал, что хлеб (символизирующий Божье спасение) не должен отдаваться языческим собакам. Но женщина, не обидевшись на то, что ее назвали собакой, напоминает Иисусу, что даже собакам разрешалось есть объедки со стола. Господь знал, что апостолы собрали достаточно кусков хлеба, чтобы наполнить 12 корзин. Чудесная вера женщины была одобрена, и ее ребенок был исцелен. Не случайно, когда Иисус вернулся в Израиль, Он обошел север Галилеи и пошел вокруг Галилейского моря к восточному берегу, называемому Декаполис, и учил, исцелял и кормил язычников, которые жили там. Взятые вместе, пять хлебов для евреев и семь хлебов, используемых для пищи язычникам, объединяются, чтобы сделать в общей сложности 12 хлебов, подобно святому хлебу на столе в скинии (Левит 24:5-8).
Эти чудеса ярко отображают сострадание нашего Господа. Иисус учил и кормил евреев и язычников одинаково. Он отдал Свою жизнь за всех. Родились ли мы евреями или язычниками, все мы стали детьми Авраама и детьми Господа Бога посредством усыновления. Итак, давайте теперь вспомним нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа в этих простых символах хлеба и вина.
Джордж Макдоналд (12.01.20г.)