Библейские проповеди
«Будьте же исполнители слова» (Иакова 1:22)
7.12.2019

Библейские чтения: Иов 10; Михей 6; Иаков 2.

Основная тема послания Иакова: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только…» (Иакова 1:22). Греческое слово, используемое здесь как «слышатели», часто используется для описания того, кто слушает музыку для удовольствия.

Философы на Марсовом холме в Афинах были известны тем, что всё свое время рассказывали или слышали что-то новое (Деяния 17:21). Но слушать было просто развлечением для них. Они наслаждались аргументами. Они ничего не воспринимали всерьез. Существует опасность, что мы можем быть такими. Мы можем с удовольствием читать книги о Библии. Но нам нужно наше чтение, чтобы привести нас к действию. В других местах Библии слово «слышать» также означает «слушаться». Это то, что имеет в виду Иаков, когда говорит, что мы должны быть исполнителями слова, а не бездействовать.

Иаков также призывает читателей своего послания быть скорым на слышание. Но что нам слышать? В контексте послания именно Божья мудрость приходит к нам сверху в форме Библии. Это также подразумевает, что мы должны быстро услышать о личных нуждах других людей, находящихся в затруднительном положении.

В своем Послании (1:26,27) Иаков использует конкретный пример того, что на практике означает «исполнитель этого слова»: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неискверненным от мира».

Используемое здесь слово «благочестие», вероятно, означает внешние формы и процедуры, связанные с религией. Это лучше всего иллюстрируется в Евангелии от Матфея 23:23, где Иисус осуждает книжников и фарисеев за их лицемерие: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять». «Сие» последнее означает основы, а первое – формальности.

Слово «посещать», как и «навещать сирот и вдов», означает больше, чем просто позвонить, чтобы увидеть кого-то. Это значит заботиться о ком-то и быть готовым помочь в трудную минуту. Это также включает наблюдение за благосостоянием других, что было одной из обязанностей епископа или старейшины в ранней экклесии. В Деяниях 4 мы видим картину ранней экклесии в действии. Братья и сестры заботились друг о друге и удовлетворяли свои потребности до такой степени, что среди них не было нуждающихся людей. Они поддерживали дух единства в узах любви и мира, не оставляя места для разногласий или споров.

Жизнь, которой мы живем, должна соответствовать жизни, которую мы проповедуем, в противном случае нас могут считать неискренними или, что еще хуже, лицемерами. В ранней экклесии были те, кому писал Иаков, которые хвастались своей верностью, но у которых было очень мало доказательств практического христианства. Слова из Иакова 2:14 очень резки: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?».

Этот акцент на вере и делах также найден в Посланиях, которые написал Павел. В Послании к Галатам 6:9,10 Павел пишет: «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». В Галатам 5:6 он говорит: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». В 1 Коринфянам 13:2,3 Павел пишет: «…имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Итак, характеристика, которая связывает воедино веру и дела, – это любовь.

Иаков говорит, что недостаточно иметь пассивную веру. Вера должна найти выражение во внешних действиях, которые свидетельствуют о ее действительности. Просто сказать, что вы верите в определенный набор доктрин, – это не вера, которая вас спасет. Это качество жизни, которую проживаете, которая важна. Мы можем быть уважаемыми христианами по воскресеньям, но именно то, что мы делаем в другие дни недели, будет проверкой нашей веры.

Иаков различает активную и пассивную веру с помощью простой иллюстрации в Иакова 2:15,16: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» Точно так же вера сама по себе, если она не сопровождается действием, мертва.

В экклесии в Иерусалиме было много бедности, но также было много любви и настоящей самопожертвования. Братья и сестры видели бедных братьев и сестер, которые нуждались в них, и они что-то сделали с этим, хотя их собственные обстоятельства могли быть лишь незначительно лучше. Иаков говорит, что неправильно думать, что пассивная вера и активная вера – это два независимых качества, которые как-то равны и сопоставимы. Нам нужно больше, чем пассивная вера, чтобы угодить Богу. Истинная вера должна быть способна к практической демонстрации. Кто-то однажды сказал, что неиспытанная вера – это как музыкальный инструмент, на котором никогда не играли, который просто повешен на стене. В этом случае это не более чем полированный кусок дерева. Вот так мы хотим, чтобы нашу веру уважали? Нет, ибо вера без дел мертва.

Апостол Павел развивает свои собственные мысли о вере в Римлянам 4:1-3. Он приводит цитату из Бытия 15:1-6, где Бог обещает Аврааму, что его потомство будет таким же, как и звездное небо. Он говорит, что, когда Авраам поверил Богу, это сделало его оправданным верой. Авраам поверил Богу, но в это время ему не нужно было ничего делать, кроме как верить в то, что сказал Бог, сбудется.

Апостол Иаков также использует пример Авраама. Он ссылается на Бытие 22, главу, в которой говорится о приношении Исаака. Иаков объединяет Бытие 15 и Бытие 22 в Иакове 2:22, когда он пишет: «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства».

Итак, вера Авраама в Бытие 15, где он верил в обетование, стала движущей силой, которая привела к практическому выражению его веры, когда он предложил Исаака в подчинении Божьему повелению. Его вера и его действия работали вместе, и его вера была завершена тем, что он сделал. Иаков заключает в Иакова 2:24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»

Те верные мужчины и женщины, которые упоминаются в Послании к Евреям 11, все имели активную веру. Например, в стихе 4 мы читаем: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен…». В стихе 7: «Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговения приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере». Снова в стихе 30: «Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении». Все эти отрывки демонстрируют вечный принцип – вера без дел мертва.

Итак, давайте признаем, что хорошие дела являются неотъемлемой частью дисциплины следования за Христом и: «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Галатам 6:9).

Теперь мы вспоминаем Господа Иисуса, чья вера побуждала его ежедневно выражать любовь и заботу о других, в символах хлеба и вина. И наконец, его высшая вера в Бога привела его к тому, что он претерпел позор и муки креста, чтобы он мог спасти нас от наших грехов.

Пол Дэвис (08.12.2019г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.