Библейские чтения: 1 Паралипоменон 22; Иезекииль 32 и Ефесянам 3,4.
В письме Ефесянам Павел использует одну важную фразу – «во Христе» или «в Нем» аж 35 раз. Чаще, чем в любой другой книге Нового Завета. В главе 1 стихе 1 данная фраза используется для того, чтобы задать основную тему письма: «…и верным во Христе Иисусе». Также в стихе 3 он пишет: «…благословивший нас во Христе» и в стихе 4: «…Он (Бог) избрал нас в Нем…».
Город Ефес был известен в древнем мире как центр поклонения богине Артемиде. В Ефесе был расположен огромный храм, посвященный ей. Этот храм был признан одним из семи чудес древнего мира. Поклонение Артемиде находилось в центре каждодневной жизни Ефеса, и мы знаем из Деяний 19:27, что служение ей принесло богатство и процветание этому городу.
Тем не менее, цель нашего Бога, истинного Бога, вращается вокруг Иисуса Христа. В Послании Ефесянам 1:10 Бог говорит, что Он объединит всё воедино во Христе. Именно Господь Иисус Христос будет однажды в центре служения человечества, не Артемида.
Апостол Павел прошел через великие испытания, проповедуя Евангелие. Он перечисляет некоторые из них во 2 Коринфянам 11:23-28. Любое из них заставило бы нас бояться продолжить проповедовать. Но Павел называет себя узником Иисуса Христа. Он чувствовал обязанность рассказывать людям о своем Учителе. Павел, некогда являясь гонителем последователей Христовых, следующих за этим «учением» (Деяния 9:2), теперь стал апостолом Иисуса для язычников.
Трижды в Послании Ефесянам, гл. 3, Павел использует слово «тайна». Оно означает нечто сокрытое ранее, что теперь было открыто. Как Павел показал ранее в своем письме, в ветхозаветные времена Бог работал через народ Израильский. Теперь Он объединил иудеев и язычников вместе в нашем Господе Иисусе Христе. Верующие помирились не только с Богом, но еще и друг с другом.
Поразительно, что Павел, отнюдь не чувствуя уныния и жалости к себе из-за своих страданий как проповедника, три раза выражает свою огромную благодарность за Божью милость, которая была дарована ему (Ефесянам 3:2, 7-8). Павел знал, что он являлся частью Божьего плана по спасению мужчин и женщин всех национальностей. Благодаря его проповедованию, многие люди откликались на зов Евангелия, обретая веру и принимая крещение.
Через откровение Павлу была открыта тайна, что язычники, так же как и иудеи, будут соединены с Богом. Господь Иисус явился Павлу (Савлу), когда тот шел в Дамаск, чтобы гнать тех, кто следовал за этим «учением», и привести их назад в Иерусалим в качестве узников. Впоследствии Он явился апостолу, чтобы научить его тому, что тот должен был проповедовать. Он говорит об этих откровениях в Послании Галатам 1:11-12 и 2 Коринфянам 12:1 и 7.
Послание Ефесянам 4:1 начинается с увещевания: «…поступать достойно звания, в которое вы призваны». Мы более не сравниваем свое поведение с людьми вокруг нас. Отныне Иисус является мерилом, по которому мы измеряем себя. Наша жизнь должна быть в гармонии с Ним. При нашем крещении мы символически умерли с Ним, были похоронены и воскресли к новой жизни вместе с Ним.
В Бытие 2 и 3 мы можем видеть единство или общение первого человека, Адама, с Богом. Он не боялся находиться в компании ангелов. Это общение было нарушено умышленным непослушанием Адама, и он был изгнан из Эдемского сада. Именно для того, чтобы восстановить это чудесное общение между Творцом и Его творением, Иисус пришел в мир. Он пришел примирить нас с Богом (Колоссянам 1:19-22).
Наш «ветхий человек» умер в водах крещения. Термин «ветхий человек», или Адам, описывает то, какими мы были до крещения. «Новый человек», созданный по подобию Иисуса, родился вновь в тех же водах. В Послании Ефесянам 4:17 мы читаем: «…чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы». Наша жизнь более не должна соответствовать примеру друзей и соседей. Мы должны следовать за Иисусом. Жизнь всех Божьих святых, как только они примирились с Богом, должна быть отмечена добротой, кротостью, смирением, терпением и любовью. Это качества Иисуса, которые в значительной степени отсутствуют в окружающем нас мире.
В первой части Послания Ефесянам 4 Павел пишет о дарах Духа. Эти особенные дары более недоступны для нас. Они были даны, чтобы помочь ранней экклесии, и исчезли в конце первого века. Но к тому времени апостолы завершили свои письменные записи о жизни Христа и свои письма к верующим. Таким образом, для нас есть руководство Божьего Слова, Библия. У нас есть Святой Дух в Библии, потому что Дух Божий направил умы людей, чтобы написать ее. Регулярное чтение Библии очень важно, когда мы путешествуем по жизни. Нет другого способа узнать, какими людьми мы должны быть. В Послании Евреям 4:12 Слово Божье описывается так: «живо и действенно». Новый путь для верующего определяется чтением и размышлением о Божьем Слове. Оно обновляет наши умы. Таково было различие между ефесскими верующими и их языческими соседями.
Как и мы, верующие в Ефесе были призваны жить совершенно другой жизнью. При крещении они умерли для своего прежнего образа жизни и начали новую жизнь во Христе. Они стали частью нового творения Божьего. Эта новая жизнь во Христе проявится в изменениях в жизни верующего.
В Послании Ефесянам 4:24-32 Павел дает примеры того, как эта новая жизнь должна сиять в повседневных событиях. Наше поведение должно измениться.
Павел пишет в Послании Ефесянам 4:25 – «…говорите истину каждый ближнему своему» и «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…» (стих 29). В других местах Библии нас предупреждают проявлять осторожность при разговоре – например, в Притчах 12:19 и 21:23. Очень легко вернуться к старым привычкам, которым нет места в семье Христа.
В Послании Ефесянам 4:28 мы читаем: «Кто крал, вперед не кради…» Это торжественное напоминание о жизни, которую некоторые из ефесян вели до крещения во Христа. Большинство из нас не были ворами до нашего крещения. Но принцип остается в силе. Мы должны быть более готовы отдавать, нежели брать. Всегда ли мы ставим потребности других на первое место? Большинство из нас ответит: «Нет»! Задача, стоящая перед нами, состоит в том, чтобы быть похожими на Иисуса, Который всегда ставил Себя последним.
Стих 26 учит нас, что временами мы можем гневаться, но это не должно сопровождаться грехом. Пример из жизни Давида отображает этот момент. В 1 Царств 25:8-9 мы читаем о Давиде и его людях, ищущих пищу и питье у богатого человека по имени навал. Когда он отказался помочь им, Давид отправился убивать Навала. Но мудрый совет жены Навала, Авигеи, предотвратил кровопролитие, и гнев Давида утих.
Послание Ефесянам 4:31-32 заканчивается призывом отбросить гнев и принять доброту и прощение, потому что Бог простил нам гораздо больше, чем мы должны простить другим.
Последняя мысль содержится в самом начале главы 5. Нам предлагается: «подражайте Богу…» (в английской Библии – «последуйте за Богом», прим. переводчика) и «…живите в любви, как и Христос возлюбил нас» (Ефесянам 5:1-2). Любовь Христа, когда Он умер за нас, принесла нам примирение и прощение, так что теперь мы «во Христе». Давайте вспомним Его любовь, преломляя хлеб и пригубляя вино в память о Нем.
Геральд Хейз (06.10.2019г.)