Библейские чтения: 2 Паралипоменон 25; Даниил 6; Деяния 5,6.
Мы всегда ассоциируем хлеб и вино с воспоминанием о жертве Иисуса. Поэтому мы можем удивиться, обнаружив, что хлеб и вино упоминаются вместе в нескольких местах в Ветхом Завете. На самом деле, мы читаем об этих символах, находящихся в центре нашего служения воспоминания, даже сегодня в нескольких ветхозаветных ситуациях. Мы рассмотрим три таких ссылки. Затем мы рассмотрим пример из Нового Завета, который дополнит извлеченные нами уроки.
Хлеб и вино в жизни Авраама
Пожалуйста, обратитесь к книге Бытие 14:17,18 в вашей Библии и взгляните на человека по имени Авраам, друга Божьего. Он только что вернулся, спасая своего племянника Лота из лап огромной армии. Он приходит в Иерусалим и там встречает двух царей. Именно во время этой встречи с важными людьми мы находим нашу первую церемонию преломления хлеба. Эта церемония следует за двумя различными разговорами.
Царь Содома, кажется, первым поприветствовал Авраама. Но Авраам не заинтересован в нем в данный момент. Человек столь злой, как царь Содома, не заслуживал его внимания. Он должен подождать.
Мелхиседек, другой присутствующий царь, не имеет большого богатства, чтобы предложить Аврааму, но он способен дать патриарху великие благословения от имени Бога. Он сидит с Авраамом в долине недалеко от Иерусалима, и они делят хлеб и вино вместе, чтобы отпраздновать победу Авраама, одержанную с помощью Бога. Так же проходит и наше преломление хлеба. Мы садимся вместе, чтобы отпраздновать хлебом и вином победу Господа Иисуса над грехом и смертью. После окончания церемонии Мелхиседек благословил Авраама (Бытие 14:18,19). Апостол Павел пишет об этих благословениях в Послании Евреям 7:6,7. Мелхиседек был одновременно царем и священником, подобно Господу Иисусу.
Позднее у царя Содома была возможность поговорить с Авраамом. Он предложил Аврааму великое богатство в качестве награды за услугу, которую он оказал, вернув жителей Содома и их имущество. Но мы обнаружим в стихах 21-23, что Авраам отказался от искушения большого богатства, предложенного ему царем Содомским. Он был более заинтересован в благословении Божьем, которое Мелхиседек дал ему.
Хлеб и вино в истории Руфи
Руфь была язычницей. Ее муж, сын Ноемини, умер, и у нее не было детей. Но она намеренно оставила свою идолопоклонническую родину Моав, чтобы сопровождать свою свекровь Ноеминь, когда та решила вернуться в свой дом в Израиле. Руфь пообещала отныне поклоняться только Богу Израиля. Она сказала, что останется с Ноеминью, пока смерть не разлучит их (Руфь 1:17).
Вскоре Руфь встретит Вооза. По закону Моисееву, Вооз, будучи близким родственником, должен был жениться на вдове, чтобы даровать ей сына, который унаследует землю и имущество ее покойного мужа. Вооз станет спасителем Руфи. Во второй главе книги Руфь мы читаем о доброте Вооза по отношению к Руфи. В книге Руфь 2:14 мы видим, что он приглашает ее разделить с ним хлеб и вино (уксус делается из вина).
Книга Руфь является прекрасным изображением Божьего обеспечения Искупителя, Который восстанавливает потерянное наследство. Для нас Вооз – это прообраз Иисуса, нашего Искупителя, который принимает нас, таких же язычников, как Руфь. Благодаря нашей вере, Он дарует нам наследство наравне с детьми Авраама. На самом деле, брак великого Искупителя с нееврейской невестой – это тема, которую мы можем проследить на протяжении всей Библии, но сегодня мы просто обратим внимание, что Вооз благодарит Руфь за ее доброту, смирение и готовность оставить позади мирскую жизнь Моава и прийти к доверию в присутствии Всемогущего Бога. Бог, сказал он, непременно дарует ей награду за то, что она делает (Руфь 2:11,12).
Хлеб и вино во времена царя Давида
На этот раз история касается Давида, человека по сердцу Божьему. Во 2 Царств 6 описана его вторая попытка принести ковчег Божий в Иерусалим. В первый раз Давид был расстроен внезапной смертью Оззы, который отвечал за повозку, перевозившую ковчег. Давид узнал из этого, что всякий раз, когда мы приближаемся к Богу, мы должны быть осторожны, чтобы соблюдать Его правила и заповеди. Давид не мог просто взять ковчег, олицетворяющий Бога Израиля, и отнести его куда пожелает. Бог сказал, что ковчег должны нести священники. В конце концов, ковчег прибыл в Иерусалим, и Давид разместил его в шатре. 2 Царств 6:19 повествует, что, когда он принес ковчег в Иерусалим на приготовленное для него место, он раздал всем людям лепешку хлеба и кувшин вина.
Преломляя хлеб и пригубляя вино, мы вспоминаем, что Иисус Христос изображен в этих ветхозаветных событиях. Он – Искупитель, как и Вооз. Его прообразом является Мелхиседек, царь-священник, как объясняет апостол в Послании Евреям 7:2,3. Его прообразом также является Давид, чье имя означает «возлюбленный» – человек по сердцу Божьему. Иисус – великий сын Давида.
Клеопа и его спутник преломляют хлеб с Иисусом
Теперь мы подошли к нашему новозаветному примеру хлеба и вина, который можно найти в Евангелии от Луки 24:13-34. Это тот случай, когда два опечаленных ученика, одного из которых зовут Клеопа, возвращаются домой в Эммаус. Они расстроены, потому что Иисус, Который, как они думали, должен был спасти Израиль, был убит. Они не могли смириться со странным известием от некоторых женщин, что гробница Иисуса теперь пуста. Пока они шли, к ним присоединяется еще один Человек, Который пытается убедить их, что все случившееся с Иисусом было предсказано заранее. Когда Он указывал на одну ветхозаветный отрывок за другим, ссылавшиеся на Него в законе, пророках и, без сомнения, псалмах, говорится, что их сердца горели в них. Хотя они все еще не узнавали своего Попутчика, Иисус дал им надежду в их огорчении. Позже, в их собственном доме, Он собирался преломить хлеб во время еды, как будто Он, а не они, был хозяином. Мы тоже приходим к символам хлеба и вина, зная, что мы делаем и почему. Мы понимаем, что Его смерть и воскрешение были частью Божьего плана, чтобы спасти нас от наших грехов. Его сломанное тело и пролитая кровь дают нам повод радоваться, подобно Аврааму и Давиду, что Бог благословил нас. Подобно этим двум ученикам, Иисус стал известен нам в преломлении хлеба. Это дает нам стимул идти вперед и проповедовать Благую Весть о Царстве, как они это делали тогда.
Майк Райли (27.10.2019г.)