Библейские чтения: 2Царств 22; Иеремия 25; Римлянам 13,14.
Как и в случае со многими другими псалмами Давида, в сегодняшнем чтении 2 Книги Царств, гл. 22, нам рассказывается о жизни, смерти и воскресении нашего Господа Иисуса Христа, которого мы собрались помянуть хлебом и вином. Давид говорит в 2Цар. 22:2,3 так: «Господь – твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от жестоких людей Ты избавил меня!» (перевод KJV).
Давид хорошо понимал, что из всех трудных ситуаций, возникавших в его жизни, он был избавлен рукой Господней. Он признается в том, что испытывал тревогу и страх в испытующих обстоятельствах (стих 7), но он молился Богу о помощи и всегда получал её вслед своих молитв. Он знал, что его упование на Бога и неизменное послушание Божьим заповедям спасали его от всех врагов, восстававших против него. Это придавало ему уверенности в том, чтобы продолжать двигаться вперед даже тогда, когда он испытывал страх или смущение. В случае с Иисусом, спасение Господа от ненавидящих его не было столь стремительным, как у Давида, потому что воля Отца о нём заключалась в том, чтобы он умер жертвенной смертью. Однако мы можем быть полностью уверены в том, что Господь Иисус настолько же всецело полагался на Бога, причем даже во время распятия. Он знал, что впоследствии Бог воскресит его назад к жизни.
В стихе 6 говорится так: «Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня». В 1Цар. 19:9 мы читаем, что Саул пытался убить Давида, бросив в него копьё, когда тот играл на гуслях. Давид, однако, смог увернуться и убежать от царя, как говорится о том в стихе 10: «Давид же убежал и спасся в ту ночь». Тогда Саул послал людей к дому Давида, чтобы они стерегли его всю ночь, а к утру убили. Тот, однако, прознал об этом замысле и снова смог избавиться от пришедших за ним, спустившись из окна дома по веревке, которую держала его жена Мелхола.
В случае с Иисусом перед нами предстают правители народа, которые постоянно искали повода поймать его на том или ином слове, а в самом конце приняли решение убить его. Он был арестован, закован в цепи и отдан в руки римлян, которые сначала бичевали его, а затем пригвоздили к деревянному кресту. Можно сказать, что описанное в 2Цар. 22:8 исполнилось в момент распятия Господа, ибо «потряслась, всколебалась земля», и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Матф. 27:51).
В 2Цар. 22:22 Давид утверждает: «Ибо я хранил пути Господа и не был нечестивым пред Богом моим». Нам хорошо известно, что эти слова в высшей степени применимы к Господу Иисусу Христу. Всю свою жизнь Господь оставался безгрешным несмотря на бесчисленные искушения, через которые ему пришлось пройти. Но по отношению к самому Давиду мы вполне могли бы задаться вопросом о том, почему он был настолько уверен, говоря, что не совершил никакого нечестия. В общем и целом, нам известно, что это было не так, потому что в его жизни имел место случай с Вирсавией, описанный в 2Цар. 11. Однажды вечером Давид заприметил красивую видом купавшуюся женщину и послал слуг, чтобы те разузнали о ней. В итоге, ему донесли, что эта женщина была женой Урии Хеттеянина, который в тот момент сражался за Давида на войне вместе с другими израильтянами. Царь хорошо знал и Десять заповедей, и предписание Закона о том, что прелюбодеи должны караться смертью, но на этот раз он словно предпочел позабыть все эти требования и послал за Вирсавией, чтобы её привели к нему.
Исход этой истории нам хорошо известен: Вирсавия забеременела после встречи с Давидом, и перед царем встал вопрос о том, как ему теперь быть, чтобы не запятнать свою репутацию и спасти саму свою жизнь. В итоге, он придумал план, по которому муж Вирсавии Урия должен был погибнуть. Давид велел поставить Урию во время сражения на самый передний край, после чего все остальные воины из числа израильтян должны были отступить, оставив его одного на один с врагами. Получается, никто иной как сам Давид и убил этого храброго человека. Добившись смерти Урии, Давид завершил всё дело тем, что уже открыто привел в свой дом Вирсавию, которая вскоре родила ему сына.
Так как же, спрашивается, после всего этого он мог сказать о себе те самые слова в стихе 22? В 2Цар. 12 Господь посылает к Давиду пророка Нафана, который поведал царю историю, являвшуюся ничем иным как притчей о совершенном им грехе. Выслушав её, Давид вознегодовал и воскликнул: «Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это» (стих 5). И в следующее же мгновенье Нафан раскрыл Давиду, что беззаконником в только что рассказанной притче был никто иной как он сам! Удивительно то, как царь Давид сразу же признал свой грех перед пророком.
Милость Бога во всей этой истории очевидна. Честное и открытое признание Давидом своего греха по обличении пророком сделало возможным его прощение со стороны Бога. Нафан заверил царя, что Господь снял с него вину за совершенный грех и потому он не умрет, но лишь станет страдать в будущем, и что ребенок, родившийся у Вирсавии от прелюбодеяния, погибнет. Давид очень стыдился своего поступка, но он по-прежнему всецело полагался на Бога. После истории с Вирсавией и пережитого грехопадения, им был написан Псалом 50, в третьем и четвертом стихах которого Давид возносит Богу молитву, говоря: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня». Таким образом, благодаря признанию совершенного им греха и обретенному в результате этого прощению, Давид мог сказать, что он сохранил пути Господа, ибо грех его был снят с него. Всё происшедшее с ним служит для нас весьма важным уроком, помогающим нам признавать свои грехи как можно скорее и охотнее, руководствуясь примером предстоящего перед нами Иисуса, и просить Бога о помощи в том, чтобы нам быть сильными в борьбе с восстающими на нас искушениями.
В 2Цар. 22:21-25 мы видим еще более заметное пророчество о Господе Иисусе, который никогда и никому не причинил страданий, и уста которого не ведали лжи (Ис. 53:9; 1Пет. 2:22). Не существовало такого греха, в котором Иисусу надлежало признаться и за который ему следовало просить прощение. Нам говорится, что после его молитвы Отцу, вознесенной им в Гефсиманском саду, он получил укрепление на грядущее испытание, ибо «…явился ему ангел с небес и укреплял его» (Лук. 22:43). Дальнейшее повествование наводит на мысли о том, что, по мере приближавшегося распятия, Господь ощущал не отчаяние, не печаль и не утрату всякой надежды, но, напротив, радость и грядущую победу. Несомненно, что в охвативших его переживаниях имел место страх перед унижением и болью, через которые ему еще только надлежало пройти, но он в точности знал, что это будет лишь временно, недолго, а наивысшим исходом всего перенесенного им станет его прославление перед лицом Небесного Отца.
Иисус пытался донести это до своих учеников в Иоан. 12:23-28: «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто мне служит, мне да последует; и где я, там и слуга мой будет. И кто мне служит, того почтит Отец мой. Душа моя теперь возмутилась; и что мне сказать? Отче! Избавь меня от часа сего! Но на сей час я и пришел. Отче, прославь имя Твое!»
В своей молитве, записанной в Иоан. 17:1-4, Иисус говорит: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал ему, даст он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить». Все помыслы Иисуса в то время были о славе, искуплении, и победе.
И теперь, когда мы вспоминаем о высокой цене, уплаченной за наше спасение, мы должны задать себе следующий вопрос: «Исполнен ли я такой же решимости сосредоточиться на будущем и не забывать о том, что мои нынешние испытания лишь временны и скоротечны?» Будем же прилагать усилия к тому, чтобы жить угодной Богу жизнью, дабы вместе с Давидом мы могли сказать, что хранили пути Господа и постановлений Его не забывали (Пс. 17:22). Как сказано в Послании Евреям 12:2, будем делать это, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, который, вместо предлежавшей ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
Майкл Уайт (4.08.2019г.)