Библейские проповеди
Иеремия и дом горшечника
27.07.2019

Библейские чтения: 2 Царств 14; Иеремия 18; Римлянам 1,2.

Иеремия был человеком удивительной веры, храбрости и стойкости. И если подумать, то он действительно должен был быть таким! Пророки, поддерживающие его – Иезекииль и Даниил – уже были взяты в Вавилонский плен. Но они не подвергались такому физическому насилию со стороны людей, которым они пророчествовали, как Иеремия. Он остался один в Иерусалиме, высоко неся свет истины там, где его могли увидеть хотя бы единицы, среди непослушных и сбившихся с пути людей. У него было много врагов, сильных, ненавидевших его, лживых и полных решимости заставить Иеремию замолчать любой ценой. Поэтому, когда Бог впервые избрал его пророком, сказал никогда не бояться своих противников (Иеремия 1:8), ведь ему предстояло пережить множество действительно внушающих страх событий.

Одна разыгранная притча

Передавая послание Бога людям, оставшимся в Иудее, Иеремия призывал к покаянию различными способами. Как и Иезекииль, ему нужно было передать слова Всемогущего Господа посредством «разыгрываемых притч». И в Иеремии 18:2 мы читаем об одной из них, когда пророк был послан в «дом горшечника». Несмотря на то, что Иеремия пророчествовал уже более 40 лет, в этой книге описывается довольно короткий период, и почти все действия происходят в доме горшечника или около него. Однако, в этих главах содержится важное послание и для нас всякий раз, когда мы готовимся вспоминать Господа Иисуса в хлебе и вине – также как и для мужчин и женщин Иерусалима во времена пророка.

Дом горшечника

Книга Иеремии, глава 18, начинается с наставления пророку идти в дом горшечника. Бог сказал, что когда Иеремия придет, то ему будет дано послание. Пророк покорно повиновался и наблюдал за гончаром, когда он делал глиняную посуду на колесе. И Слово Божие пришло к его верному слуге: «Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иеремия 18:6).

Народ Израиля действительно был словно глина. Они всегда находились в руках Бога, как глина в руке гончара. Это не единственный случай, когда мы читаем об этих символах в Писании. Подобное сравнение приводится и в Исаии 64:8: «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей».

Подобные слова содержатся в послании Павла к Римлянам 9:21. Легко понять, почему глина является символом мужчины или женщины. Как сыновья и дочери Адама, мы созданы из праха земного. Когда мы умираем, мы возвращаемся в прах. В течение нашей жизни мы словно мягкая податливая глина в руках гончара. Мы можем быть открыты и послушны для исправления наших пороков Господом Богом, восприимчивы к Его словам и готовыми принять любую угодную для Бога форму. Или можем быть жесткими, неподатливыми, упрямыми, не желающими покаяться или признать, что были неправы.

Глиняный сосуд может быть очень полезен. В библейские времена жидкости хранились в глиняных сосудах. Однако сделанный гончаром сосуд, который был треснут или перекошен, был совершенно никчемный. Всё, что в него попадает, будет либо переполнено, либо вытечет через трещины. Каждый из нас может сохранить знания, познать «истину» и найти ей применение. Однако, если мы «пустые сосуды» (см. Иеремия 51:34), так сказать. Если мы позволим ценностям окружающего нас мира заполнить наши умы, то не будет места для духовных вещей, которые действительно имеют значение. Интересно, что когда Саул из Тарса был призван служить Богу, Учитель назвал его «избранным сосудом» (Деяния 9:15).

Еще одно посещение дома горшечника

Вскоре после своего первого визита, Иеремии было сказано вернуться в дом гончара и купить глиняный кувшин. Затем ему было велено вести старейших из народа и из старейшин священнических к месту, где произошли самые греховные действия Израиля. Это была Долина сыновей Енномовых (Иеремия 19:1,2). В Новом Завете это место называется «геенна». Именно здесь израильтяне на протяжении веков приносили своих детей в жертву языческим идолам (Иеремия 7:31 и Иеремия 32:35). Затем Иеремии было сказано разбить свою глиняную бутылку на куски на глазах у этих людей (19:10). И послание было совершенно ясное: «И скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен, и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения» (стих 11).

Известно, что разбитый глиняный сосуд невозможно починить. Все эти злые люди времен Иеремии были как этот разбитый кувшин. Они были бесполезны для Бога. И настоящая трагедия в том, что они были совершенно слепы к собственной духовной болезни. Они не сознавали, что их поступки плохи. Кажется даже, что поскольку они оставались в Иерусалиме, тогда как другие уже находились в вавилонском плену, они стали считать себя «особенными». На самом же деле всё было наоборот. Попавшие в плен, были самыми лучшими представителями нации. В одном месте Иеремия называет их «смоквы хорошие» (Иеремия 24:1-8). Оставленные же позади были плохие смоквы, те, «которых и есть нельзя по негодности их», как из личного опыта Иеремия обнаружил сам.

Когда Иисус вернется на землю, мы знаем, что Он изничтожит врагов Своих: «как сосуд горшечника» (Псалом 2:9). Не будет уже спасения тем, кто против Него. Не будет ни переговоров, ни компромиссов. Когда Иисус вернется, найдет ли Он читающими посланные знамения и содержащими себя «неоскверненными от мира» (Иакова 1:27)? Или Он найдет нас занятыми делами мирскими?

Реакция людей на слова Иеремии

Немудрено, что людям не понравилось послание Иеремии. Один из его врагов, Пасхор, сын священника: «ударил Иеремию пророка и посадил его в колоду» (Иеремия 20:2). Быть заключенным в колоду, означает, что лодыжки и / или запястья заключены в деревянный блок, и всё это вероятно, происходит на открытом месте, когда прохожие могут бросать оскорбления или камни в наказанного. Описанное место страданий Иеремии, безусловно, подтверждает эту идею: «…у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем…». Еврейское слово, переведенное как «колода», означает «гаечный ключ». Следовательно, это была какая-то стойка, куда можно было бы поместить и заковать человека, при этом растягивая его тело. Возможно, такой вид наказания как-то связан со страданиями Господа Иисуса на кресте (Псалом 117:27), когда кости (или связки) были заключены так, что: «…можно было бы перечесть все кости» (Псалом 21:18). Какие ужасы верующие перенесли в прошлом. Как можем мы сравнивать нашу службу с этим? Что нам пришлось пережить за нашу веру? Может, нам еще предстоит столкнуться с трудностями в будущем?

В конце концов, не выдерживая издевок и унижений со стороны прохожих (Иеремия 20:7), пророк чувствовал, что он не может больше продолжать. И он решил, что откажется от дальнейших призывов Господа и будет молчать. Но несмотря на отчаяние этого великого человека, ему не позволено было избежать своей участи: “…но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог” (стих 9).

Какая удивительная сила! Как бы ни хотел Иеремия отказаться от своего поручения, он обнаружил, что не может этого сделать. Его сердце «горело», подобно сердцам двух учеников Иисуса, шедших в Эммаус, которые слушали слова Воскресшего Господа (От Луки 24:32). И как контрастно читать о братьях и сестрах, подобных каждому в Лаодикии, которые: «…тепл, а не горяч и не холоден…» (Откровение 3:16) и, оттого, противны Богу.

Господь Иисус Христос

Итак, мы снова обращаем мысли к нашему Господу и Учителю. Как мы уже отмечали, между Ним и страдающим пророком можно найти много параллелей. Иисус также терпел всевозможные оскорбления, издевательства и угрозы со стороны завистников (От Матфея 27:18). И все же, подобно Иеремии, слово Божие было в сердце Его. Отец пробуждал Его каждое утро словами ободрения и любви (Исаия 50:4). Поэтому, когда пришло время, Иисус добровольно положил свою жизнь, зная, что будет воскрешен и получит бессмертие.

Чего ждет от нас Иисус? Он просит вспоминать Его назначенным способом и «смерть Господню возвещать» (1 Коринфянам 11:26) в том, как мы говорим и действуем, «доколе Он придет». Он просит нас проверять себя всякий раз, стремясь очистить свою жизнь, чтобы стать сосудами, полезными для Его служения: «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тимофею 2:21).

Джонатан Коуп (28.07.2019г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.