Библейские чтения: 1 Царств 19; Исаия 63 и Ев. от Матфея 8.
Исаия в главе 63 ярко описывает «День возмездия» от Господа. Надежды Израиля были сосредоточены на появлении Мессии, которого они так и не узнали, когда он впервые пришел, хотя он присутствует во всех Писаниях, особенно в пророчестве Исаии.
Наша надежда также состоит в приходе того же Мессии. И в этой жизни, и в грядущей, он является центром нашей жизни. Он также является центральной фигурой божественного замысла для нашего мира. Так и у Исаии Иисус всегда стоит в центре всех его пророчеств: фактически, Иисус как особый Слуга Божий становится всё более главенствующим в пророчестве по мере его развития.
В 65-й главе Исаии мы видим ясную картину данного обетования касательно обновленного Израиля и новой земли: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Исаия 65:17-19). Именно такое послание проповедовали ученики Христовы, распространяя евангельскую весть.
Однако еще до появления этой радостной вести Бог предупреждал о грядущем наказании заблудшего Израиля. Вместе с этими известиями Бог утверждал, что Евангелие будет проповедано и язычникам: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. “Вот Я! вот Я!” говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, – к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице…» (Исаия 65:1-3 и Римлянам 10:21).
Описываемая Исаией картина страдающего Мессии становится всё более драматичной и резкой по мере того, как пророчество раскрывается дальше. Он описывает страдающего слугу следующими словами: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Исаия 42:1).
Далее Исаия показывает, что упомянутый слуга – это именно то самое средство, с помощью которого воля Божья, наконец, исполнится на земле. Израиль должен был узнать, что они также должны сыграть свою роль, потому что Бог обещал Аврааму благословение всех народов земли через Одного из Его потомков (Бытие 22:18). Божье обещание распространится до края земли, всё прежнее уйдет в небытие, и вокруг всё станет совершенно новым. «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим» (Исаия 66:22), – провозгласил Господь.
Исаия ясно дает понять, что именно через этого Божьего Слугу все Его цели будут достигнуты. В те самые моменты, когда Исаия описывает Божий план спасения для Израиля, он также представляет Своего Слугу как посредника, через которого он будет в дальнейшем реализован.
В главе 53 пророк подводит итог, объединяя все идеи, изложенные им начиная с главы 42, и представляет их в полной картине жизни, служения, страдания и триумфа Слуги Божьего. Мы начинаем видеть, как эти идеи собираются вместе в Исаии 52:13-15: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали».
2000 лет назад народ Израиля увидел молодого человека, который настолько поразил их, что они захотели сделать его своим царем, и всё же год спустя его образ должно быть сильно изменился в их человеческих глазах. Мы видим этот контраст в Исаии 53:2-3, где читаем: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его».
Исаия предсказал пришествие этого Слуги как младенца, рожденного девой: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14). «Иммануил» означает «Бог с нами».
Обещания, содержащиеся в гл.9 пророчества Исаии, указывают еще дальше в будущее, когда этот сын, рожденный девственницей, будет контролировать правительства и народы: «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его» (стих 7).
Достигнув совершеннолетия, Иисус «…преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», — рассказывается в Евангелии от Луки 2:52. Дух Божий покоился на нем, и люди удивлялись его исцелениям и актам самопожертвования. Бог дал ему разум мудрых и язык учёных (Исаия 50:4). Люди «дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Луки 4:22). Как мы уже отмечали ранее, они хотели силой сделать его своим царем, объявив его пришедшим во Имя Господне.
Однако правители Израиля возненавидели его. Его слова и поступки подрывали их власть. Этот любимый слуга Божий провозглашал дух закона, а не его необходимый минимум! Они хотели избавиться от него, уничтожив его и, в конце концов, они добились успеха. Но это дорого обошлось нации, когда в 70 г. н.э. последовало наказание: Иерусалим был разрушен, и народ был полностью рассеян.
Когда Иисус совершал добрые дела и провозглашал Евангелие спасения, они обвиняли Его в нарушении Закона и даже в богохульстве. В самом конце, как сказал Исаия в главе 52, он был презрен и отвергнут. Царство Божие уже было среди них в форме смиренного царя, который принес им исцеление, что Исаия изобразил задолго до этого в гл.35:5,6. Тем не менее, по большей части люди были добровольно слепы, а их лидеры замышляли убить его: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоанна 11:47-50).
Каиафа не осознавал, что его слова были пророчеством, но они повторяли слова Исаии, записанные задолго до того. Пророчество было о Слуге, предопределенном на смерть, который спасает своих людей от грехов: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Исаия 53:8-10).
С этими немногими мыслями о нашем Учителе каждый из нас должен подумать о своей жизни в свете жертвы Иисуса. Каждый из нас должен попытаться поразмышлять о его преданности Отцу. Будучи братьями и сестрами нашего Господа Иисуса Христа, мы были «искуплены ценой», не поддающейся никакому сравнению – жизнью любимого сына Божьего!
Мы знаем, что картина страдающего Слуги изменится, когда мы увидим Иисуса на земле как царя-завоевателя. Но пока мы должны вспомнить о его страданиях посредством хлеба и вина.
Возможно, мы лично не слышали проповеди Исаии и не видели нашего Господа лицом к лицу, но мы были благословлены тем, что Бог призвал нас, и мы ответили на Его призыв и отправились по стопам Иисуса.
Вспоминая нашего Господа и его страдания в символах на столе перед нами, мы размышляем над словами Исаии 53:4,5: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Всё, что мы можем смиренно сказать Богу и Иисусу, это – «спасибо», и «скорей приди, Господь Иисус».
Майкл Кипс (07.07.2019г.)