Библейские чтения: Бытие 46,47; Псалом 49 и Римлянам 3,4.
Если не помогать своей памяти, то мы можем легко забывать о разных вещах – и не только какие-то маловажные детали, но, возможно, даже целые события. Тема о необходимости помнить или вспоминать проходит через всё Писание. Сначала в книге Бытие два раза повторяется слово «вспомнил». Первое мы встречаем в Бытие 8, где Бог вспоминает о Ное, его семье и животных, плавающих в ковчеге среди вод потопа. Второе встречается нам в 9:15,16, после того, как наводнение прошло: «И Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле».
Этот первый завет ничего не требовал от людей, но с учреждением следующего завета – требовалось соблюдать Пасху. Во время Пасхи Бог выполнил Свое обещание вывести людей из Египта. В Исходе 12:5,6 людям предлагается выбрать идеального агнца: «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца». Это означало, что они должны были выбрать его, пометить и отделить от остального скота до определенного дня.
Люди должны были испытывать невероятные чувства, когда первый раз отмечали Пасху. В десятый день первого месяца выбирался ягненок без порока, его помечали и ставили отдельно до 14-го дня месяца. Затем его убивали, и кровью мазали косяки дверей, чтобы искупить всех, живущих в доме. Плоть ягненка шла в пищу; но не изысканно приготовленным банкетом, а довольно простой трапезой, приготовленной в спешке. Перед тем, как принять пищу, они должны были убедиться, что полностью готовы к тому, чтобы оставить дом в спешке. Кровь ягненка спасла их от Божьего суда над Египтом; но празднование Пасхи не было единичным случаем. В Исходе 12:14 говорится: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его».
Затем в стихах 25-27 говорится: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: “что это за служение?” Скажите: “это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил”».
Так Бог учредил национальный праздник или всеобщее памятование, которое простиралось гораздо дальше жизни тех, кто видел в Египте великие дела Божьи. Они должны были передать эти воспоминания последующим поколениям, совершив трапезу. К сожалению, история Израиля показывает обратное. Фактически, эти люди почти сразу забыли о случившемся, и поколение, видевшее удивительную силу Бога, избавившую их от рабства в Египте, никогда не увидело Обетованной Земли. Случилось ли это потому, что они забывали праздновать Пасху ежегодно, как повелел Бог? В Ветхом Завете описано мало случаев празднования Пасхи: один – во дни Иосии (2 Царств 23:22) и один – во дни Езекии (2-я Паралипоменон 30). Тот факт, что упоминаются только два эти случая, может означать, что они скорее были исключениями, чем обычной практикой.
Существует много общего между празднованием Пасхи и воспоминанием об Иисусе во время Хлебопреломления. Например, в 1 Коринфянам 5:6-8: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».
Мы иногда называем символы хлеба и вина – «нашей пасхальной едой». Иисус также называет их в Луке 22:14-16: «И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием».
В описании Тайной вечери подчеркивается, что, несмотря на очевидные схожести с Пасхой, это было и нечто особенное. Иисус ел новую Пасху со своими учениками, прежде чем обычная Пасха официально началась; и насколько это было уместно! Новая Пасха ознаменовала Новый Завет, и она сильно отличалась от старой. Прежняя ассоциировалась с оставлением Египта, а новая ознаменовала начало путешествия в Обетованную Землю – в Царство Божье. Старая знаменовала освобождение от рабства в Египте, но новая – от рабства греху. Во время прежней Пасхи убивали ягненка каждый год, во время новой – был заклан Иисус Христос, раз и навсегда как совершенный Агнец. Насколько это уместно, и, конечно же, не было простым совпадением, что пасхальный агнец были заколот в Храме в тот самый момент, когда Иисус умер на кресте. Это был момент тот самый момент, когда завеса была разорвана сверху вниз. Евреям 9:26-28: «…Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение».
Итак, что мы вспоминаем в преломлении хлеба – нашу новую Пасху? Дело не только в том, чтобы нам не забывать о ней, не так ли? Мы можем легко перестать забывать о чем-то, поместив пометку в календаре или дневнике, или поместив записку на видное место в доме. Нет, это больше, чем просто для напоминания – это еще и обряд памятования. Иисус мог бы просто сказать «помните меня». Но вместо этого он произнес: «Делайте так в память обо мне» (Совр. перевод). Павел, записывая 1-е Коринфянам 11:26, говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».
Обратите внимание на Греческое слово, переведенное здесь как «возвещаете», которое можно перевести как «провозглашаете». Другими словами, это важная часть нашего свидетельства – и не только для провозглашения Христа распятого, мы также провозглашаем, что Христос придет снова. Этот праздник настолько важен, что он должен стать центральной частью нашей жизни во время путешествия к Царству. Мы можем совершать хлебопреломление в сотый раз или делать это в тысячный раз. Стало ли это обычной рутиной для нас? Как-будто машинально выполняем некий ритуал? Или эти действия действительно что-то значат для нас? И оно всё еще оказывает положительное влияние на нас?
По мере того как свидетели Христова служения, смерти и воскресения начали умирать, нашим ранним братьям и сестрам было всё труднее сохранить память об Иисусе. Написание евангельских текстов, конечно, могло помочь, но насколько сложнее было бы удержать в памяти эти события, если бы ничего не было сделано, чтобы помочь нам запомнить? Конечно, Бог знает о человеческих слабостях и забывчивости! Поэтому данный обычай был создан для нас, чтобы мы могли всегда помнить о той великой любви, которая превыше нашего разумения.
Подобно Пасхе, у нас есть Иисус, который был совершенным Агнцем. Он служил в доме Израиля три года и был принесен в жертву, чтобы искупить учеников, которые разделили с ним новую Пасху. Этот новый завет так же прочен, как Божья радуга в небесах. Он будет помнить о Своем завете с нами – искупить тех, кто разделяет этот праздник, вспоминая Агнца Божьего, который сделал всё это возможным.
Преломление хлеба и пригубление вина помогают нам помнить, и также эмблемы провозглашают смерть Господа, пока он не придет. Это часть нашего свидетельства окружающим нас людям, что мы действительно верим, и что мы ждем его возвращения. Но это легкая часть; начинается новая неделя, и мы должны показать окружающим, что мы помним об Иисусе нашим собственным примером: в каждой мысли, каждом слове и каждом действии. В противном случае мы подобны детям Израиля, имевшим Пасху, но забывшим, что Бог сделал для них, и в наказание они никогда не увидели Землю Обетованную. Итак, давайте покажем на деле, что мы помним его, будем иметь мысли Христовы, слова Христовы и действия, как у Христа, каждый день.
Энди Хелавел (28.01.2018г.)