Библейские чтения: 1-я Царств 23, Исаия 66 и Евангелие от Матфея 11.
В Послании Иакова 3:8 говорится: «Язык укротить никто из людей не может». Чем старше мы становимся, тем лучше осознаём эту истину. Раздумывая над собственным прошлым, мы огорчаемся теми случаями, когда не смогли сдержать свою речь и ранили чувства других. Эти сожаления о случившемся способны долго терзать нашу совесть, ведь практически ничего не исправишь. Наши слова, словно стрелы, выпущенные из лука: однажды сказанные (в настоящее время – часто написанные или напечатанные), они не могут быть взяты обратно. Не имеет значения, насколько мы сожалеем о них: вред нанесён, и прошлое нельзя изменить. Бывает, когда нечто высказанное в наш адрес настолько болезненно, что неприятное чувство остаётся в наших сердцах даже в настоящий момент. И хотя Иисус заповедал нам прощать других (Евангелие от Матфея 6:12), забывать обиды – трудная задача. В Библии мы находим примеры того, как неукрощённый язык часто становился причиной великих страданий. Мы рассмотрим эту тему подробно на случае из жизни Давида.
Следуя нашим ежедневным чтениям, мы проходим 1-ю Книгу Царств, повествующую о странствовании Давида по безлюдным местам. В 23:1 записано, что Давид услышал о нападении филистимлян на город Кеиль. Давид был человеком Божьим и находился в среде священников. В этой же главе замечено, что Давид вопрошал Бога, о том, что ему должно делать. Во втором стихе Давид говорит: «…идти ли мне, и поражу ли я этих Филистимлян?» Вопрос Давида оказался смелым, тем более что он тогда являлся беглецом, вынужденным выживать день за днём в Иудейской пустыне. Давид обладал необычайной силой духа, имея острый ум и твёрдые убеждения. И когда Бог сообщил Давиду о Своём желании, чтобы он сразился с филистимлянами, то всё его окружение обуяло смятение. Люди Давида боялись. Их пугал Саул, но умышленно идти в Кеиль для битвы с филистимлянами – это испытание пострашнее. Очевидно, что из-за опасений соратников Давида, а не для собственной пользы, он опять обратился к Господу с тем же вопросом. Второй ответ Бога запечатлён в 4-м стихе: «…Я предам Филистимлян в руки твои…».
Заверение в победе, данное Богом, смогло развеять беспокойство людей Давида. Они пошли на битву и поразили филистимлян, взяв город Кеиль. Читая этот отрывок, мы понимаем, что их культура очень сильно отличалась от нашего образа жизни, когда мы пытаемся быть странниками и пришельцами в этом мире (1-е Петра 2:11-14). Последним повелением Иисуса ученикам в Евангелии от Матфея 26:52, были слова: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут…». Мы подчиняемся каждой заповеди Иисуса, включая заповедь о любви к врагам, и не берём в руки оружие. В противовес этому, Давиду заповедовалось воевать, «…ибо это война Господа…» (1-я Царств 17:47).
Давид последовал указанию Бога – биться с филистимлянами. И вот, как предсказал Бог, Давид разгромил врагов Израиля в жестокой схватке и спас жителей Кеиля. Мы могли бы ожидать благодарности обитателей города за избавление. Но Писание не упоминает об этом. Наоборот, очевидно, было совершено предательство. В 1-й Царств 23:7 некий человек (возможно, группа людей) доложили Саулу о местонахождении Давида, и его преследование Саулом возобновилось. Давид по праву мог бы рассчитывать на верность жителей Кеиля, но был предан ими, раскрывшими его местонахождение.
В самом начале мы выяснили, что никто не может укротить своего языка, и мы должны размышлять над случаями проявления вероломства, вызванными возможным подстрекательством с нашей стороны, и к каким бедам и несчастьям это привело. Мы должны решительно следовать совету из Псалма 33:14, который гласит: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов…».
Если мы оказались жертвой недоброго языка, то мы можем решиться отомстить обидчику таким же образом. Это типичная реакция человеческой природы. Давид же поступал совсем иначе. Он обращался за советом к Божьим священникам и вопрошал Господа. Это было величайшим признанием власти Бога в его жизни. Об этом напоминает нам один из Псалмов Давида, а именно Псалом 30:16, в котором написано: «В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих…». Воздавать злом за зло – неподходящее для нас действие (Послание Римлянам 12:19). Вместо того, нам должно признать власть Бога в нашей жизни, на всех наших путях, и Он будет направлять наши шаги (Притчи 3:5,6).
Вопрос Давида Богу принёс очень огорчающие известия. Бог открыл ему, что жители Кеиля намерены предать Давида Саулу (1-я Царств 23:10-12). Это было очень подло, ведь они собирались предать человека, который избавил их город от филистимлян. Новость породила такой страх среди спутников Давида, что те приготовились бежать и прятаться там, где только возможно. В 1-й Книге Царств 23:13 написано: «Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли…». О том же напоминают слова Псалма 30:12, где говорится: «От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня…». Всё добро, сделанное Давидом, было забыто: «Я забыт в сердцах, как мертвый…» (Псалом 30:13).
А теперь мы оставим наши размышления о Давиде и устремим мысленный взор на Иисуса, на того, кто был презрен и отвергнут людьми. Как об убежище Давида было доложено его врагам, так и Христос пострадал по причине подлого предательства. В Евангелии от Иоанна 11:57 написано: «Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять его…». Иуда заключил соглашение с первосвященниками – сделать всё точно так, как они хотели. В Евангелии от Марка 14:10 написано: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им…».
Кроме того, Иисуса покинули его ученики. Когда он окончательно был выдан врагам, Евангелие от Марка 14:50 говорит об учениках, что: «…оставив Его, все бежали…». Христос был схвачен руками грешников и предан крестной смерти. Он, действительно, умер в одиночестве, ибо все оставили его. И даже распятые вместе с ним осыпали его бранью. И те, кто полагали, что Иисус принесёт искупление Израилю, казалось, остались без надежды. Но из глубины отчаяния должна была прорваться надежда от Бога. Бог явит Себя милостивым к тем, кто милостив (Псалом 17:26). Он – убежище притесняемым, убежище во времена скорби (Псалом 9:10). Бог избавил Христа от вечной смерти. Похожим образом Он прежде поступил с Давидом: «Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе! В смятении моем я думал: ‘отвержен я от очей Твоих’; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе» (Псалом 30:22,23).
Как повествует Книга Исаии 53:7, Христос «как овца, веден был… на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так он не отверзал уст Своих…». Он был тем, кто умеет обуздывать свой язык и держать рот на замке. Умел он и не только это: когда Иисус говорил, люди удивлялись исполненной благодати речи, исходившей из его уст (Евангелие от Луки 4:22). До чего же удивительный пример оставил нам Христос в деле следования по его стопам и соблюдения его заповедей! И теперь мы вспоминаем его символами хлеба и вина. Давайте же с решимостью охранять свой язык и говорить только то, что приятно в глазах Бога. Пусть наша молитва будет подобна молитве Давида из Псалма 140:3, где написано: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих…».
Дэвид Блэклок (10.06.2016г.)
Скачать проповедь ««Язык укротить никто из людей не может» (Иакова 3:8)» в формате PDF: