Библейские проповеди
Нагорная проповедь Иисуса (Матфея 5-7)
2.07.2016

Библейские чтения: 1 Царств 15, Исаия 59 и Матфей 3,4.

В этой проповеди я хочу остановиться на уроках, которые можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса у Матфея, главы 5-7. Эти главы мы прочитаем в ближайшие дни, и проповедь поможет вам их лучше понять. У Матфея 5:1 Иисус видит толпы людей и поднимается с учениками на гору. Он начинает обучать учеников и прочих желающих послушать новым правилам жития. Следуя этим правилам, мы получаем благословление от Господа. Иисус высказал новаторские идеи, не совпадающие с обычным мышлением людей. Позже ученики Христа, кроме Иуды, создадут ядро первой экклесии. К ним присоединятся другие верующие в учение Христа. Начиная свое служение, Иисус дает новому поколению четкие инструкции, как и Моисей дал израильтянам, объясняя им закон Божий (Исход 34:31,32).

Во время проповеди Иисус касался многих тем. Его слова уникальны и адресованы прямо нам. Кончайте с самодовольством, пора стать честными и объективными. В этих словах ключевые элементы поучений Христа, который станет однажды нашим Царем. Раз мы собираемся жить в Его царстве, надо знать, как высоки стандарты жития в нем.

Перечитайте Матфея 5:3-12. Описанное людское поведение в корне отличается от поведения окружающих нас ныне людей, от соседей по дому до членов правительства! Слово “блаженны” в стихах 3-11 это не просто счастливы или довольны. Это слово на греческом означает абсолютное благополучие, духовную радость от осознания спасения от греха и смерти, пребывания в Царстве Божьем. Место в Царстве Божьем не зарабатывается, оно даруется Богом (Римлянам 6:23 и Ефесянам 2:8).

Проповедь Иисуса питает нас духовно. На двух страницах этого листа невозможно объять всего, остановимся лишь на некоторых аспектах. Например, у Матфея 5:13 сказано о соли, переставшей быть соленой. В те далекие времена соль еще не умели хорошо очищать. Поэтому соль клали в мешочек, а уже мешочек клали в пищу. Соль растворялась, а примеси оставались в мешочке. На глаз соль от примесей нельзя было отличить. Мораль: не всё, что выглядит истинным – истина. Иными словами: хватит лицемерить. На виду мы все приличные, а в личной каждодневной жизни – вовсе нет. Осознание своего места в жизни приходит не сразу, но постепенно каждый свой уровень находит. По этому поводу лучшего всего в Библии сказано в Первом послании Иоанна 2:19: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши».

Теперь разберем Матфея 5:21-30. Стандарты Иисуса выше обычного людского мышления. Стихи 22 и 28 говорят, что злость без причины (которая может привести к убийству) и вожделение чужого мужа или жены (что может привести к разврату) одинаково порицается Иисусом. Гипербола в стихах 29,30 подчеркивает эту мысль – лучше лишиться глаза или руки, чем жить в грехе прелюбодеяния или убийства и исчезнуть с лица земли навсегда.

Стихи 31,32 касаются развода, а стихи 38-48 говорят о любви к врагам. Далее у Матфея 6:1-4 говорится, что добро надо творить молча, не ожидая поощрения за него. Это всё уроки о том, как надо любить людей. Греческое слово «агапэ» – это та любовь, которую Иисус имеет к нам. Это не то, что обычно под любовью подразумевают. Иначе как понять и любовь к друзьям, и любовь к врагам (Матфея 5:44-46). Аналогично и у Матфея 7:12. Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Вот краткий вывод учения Иисуса об отношении к людям.

У Матфея 6:1-8 Иисус касается лицемерия, особенно лицемерия правителей. Он дает пример правильного поведения, обучая молитве Отцу Небесному. Он дает пример возможной молитвы, которую обычно называют «Отче Наш» в стихах 9-14. И нам ее использовать не мешало бы. Вот несколько моментов из молитвы. Стих 9: «Отче наш…». Обратите внимание, Он не сказал «Отче мой». Мы все с вами – братья и сестры, и Бог – отец всем нам, а не каждому в отдельности. Поэтому мы молимся не лично за себя, а за всех нас. «Да святится имя Твое…» – Божье имя свято. Иезекииль (36:23) еще заметил, говоря о втором пришествии Христа: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их». Когда Царство Божье настанет, все народы Земли будут славить имя Господа.

Стих Матфея 6:11 не так прост, как кажется. Редкое греческое выражение, переводимое как «на сей день» многими текстологами Библии переводится как «хлеб наш насущный дай нам на завтра». Есть здесь параллель с Исходом 16:22, когда хлеб (манна небесная) давался двойной порцией в пятницу, чтобы хватило на субботу. Этот стих предрекает истинный субботний день отдыха в Царстве Божьем!

Прочтите Матфея 6:12 и сравните с 5:7: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Если мы прощаем других людей, Бог прощает нас. Читаем у Матфея 6:13: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Аналогично Христос говорил в экклесии в Филадельфии, как указано в Откровении 3:10-12. Это и к нам относится, если мы верны Господу.

У Матфея 6:16 Иисус порицает лицемерную похвальбу своими делами перед другими людьми. Истинно ревностному чужое поощрение ни к чему. Бог и так всё видит и воздаст каждому по заслугам его (стихи 17,18). Конец главы напоминает, что материальные ценности – деньги, еда, шмотки – это не то, ради чего мы живем. Это всё – пустота, только нервы портит. На Отца и на Иисуса надо полностью полагаться, всё, что у нас есть, – приходит от Них. Нет ничего выше символов вина и хлеба, которые напоминают нам об Иисусе. Очень полезен последний совет (Матфея 6:33,34): «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

Иисус духовно с нами. Вспоминая его по его завету, мы молим о дне, когда увидим его вживую в Царстве его Отца! Образы хлеба и вина напоминают нам о его великой любви и трудах по нашему спасению (Иоанн 15:13).

Майкл Киппс (03.07.2016г.)

Скачать проповедь «Нагорная проповедь Иисуса (Матфея 5-7)» в формате PDF:
Скачать проповедь в формате PDF

Книги:  |

Комментарии закрыты.