Отрывки ежедневных чтений: Бытие 41, Псалом 44 и Матфея 27.
В главе 27 Евангелия от Матфея и в параллельных местах в Евангелии от Марка 15, Луки 23 и Иоанна 19 описано самое отвратительное преступление всех времен. В этом описании с помощью простых слов очень выразительно описывается смерть Господа Иисуса Христа. Он умер, чтобы были прощены наши грехи. Мы можем прочесть эти слова за 10 минут или даже еще быстрее. Но сегодня давайте потратим больше времени, чтобы поразмышлять над этими словами и получить для себя ободрение. Позже мы преломим хлеб и пригубим вино, размышляя, что значат эти символы: хлеб символизирует тело Иисуса, которое было добровольно отдано за нас, а вино символизирует его кровь, кровь нового завета.
Было бы легко сделать преломление хлеба и следующую неделю жить своей повседневной жизнью, не думая о духовных вещах. Но этого недостаточно! Иисус во время распятия испытал агонию смерти, чтобы спасти нас от наших грехов. Его жертва была единственной, с помощью которой можно было этого достичь – потому что он умер безгрешным человеком. Эта жертва была самой выдающейся из всех, потому что благодаря ей наши грехи могут быть прощены и мы сможем обрести вечную жизнь в Царстве. Это то, чего мы все желаем, не правда ли? Давайте же откроем главу 27 Евангелия от Матфея и рассмотрим некоторые моменты этой главы. В стихах 1,2 мы читаем, как первосвященники и старейшины народа совещались, как убить Иисуса, а затем связали его и привели к Пилату.
В действительности, накануне ночью они долго думали, какое же обвинение выдвинуть против Иисуса. Мы должны вспомнить, как евреи трижды судили Иисуса, выдвигая разные обвинения. Его судили, когда его привели к Анне, который был тестем Каиафы. Потом его судил Каиафа и весь синедрион. Это можно узнать, если прочесть каждое из евангелий. О суде Анны в Матфее говорится мало, но есть ссылка на Иоанна 18:12-23. Этот суд состоялся без свидетелей и потому был незаконным, потому что по закону Моисея на любом суде должны присутствовать свидетели (Второзаконие 19:15).
Нужно принять во внимание, что поскольку приближался праздник Пасхи, религиозные лидеры народа спешили состряпать дело против Иисуса. Они хотели как можно быстрее избавиться от Иисуса, чтобы затем спокойно праздновать праздник Пасхи. Поэтому, как записано в Иоанне 18:12-23, Анна пытался поймать Иисуса на слове – но не смог этого сделать. Иисус отвечал первосвященнику вопросом на вопрос (хотя недавно он был смещен со своего поста и Каиафа занял его «офис») и Анна молчал. Но теперь их враг был в их руках, один из служителей храма сильно ударил Иисуса по щеке (стих 22). Но всё это было бесполезно – они не смогли повесить на Иисуса обвинения, и он был передан дальше Каиафе, которому удалось найти несколько людей, которые были готовы свидетельствовать против него.
В Матфее 26:59-68 описан второй суд Каиафы над Иисусом. И в этом случае свидетели ничего толкового не могли сказать. И снова после этого Иисуса должны были освободить – таков был закон. Но Каиафа решил прибегнуть к другой стратегии. В стихе 63 он говорит: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» На этот вопрос был только один правильный ответ, и Иисус дал его в стихе 64: «Ты сказал». Евреи были разгневаны и только этого и ждали – теперь они могли приговорить его к смерти за богохульство. Но и это было противозаконно. В еврейском талмуде утверждается, что по закону «никого нельзя приговорить к смерти по собственному признанию обвиняемого». Его обвинители не нашли, в чем конкретно его можно обвинить. Даже если выносили законный смертный приговор, после этого судьям давалось еще 24 часа, чтобы они обдумали это решение. Всё было фиктивным! После этого толпа начала издеваться над Иисусом.
Третьему суду, который проходил в синедрионе, в Матфее 27:1 посвящен только один стих, в Луке 22:66-71 этот процесс описан более подробно. Мы видим, что Иисус ясно говорил, что он является Божьим сыном. После этого его отвели на суд к правителю Пилату. Таким образом, как написано в Матфея 27:2, Иисуса отдали на суд римлянам, неевреям, т.е. язычникам. Обратите внимание, что Иисуса судили не только евреи, дело также трижды рассматривали язычники – первый раз он предстал перед Пилатом, где его оправдали; второй раз он предстал перед Иродом, где его тоже оправдали, и в конце он предстал снова перед Пилатом, который неохотно вынужден был приговорить его к смерти.
Давайте разберем несколько моментов относительно суда перед Пилатом. В стихе 11 мы читаем, что первое, что спросил Пилат Иисуса, было: «Ты Царь Иудейский?» Интересный вопрос. Откуда Пилат узнал об этом? В 26:63,64 Иисус согласился, что он «Христос, Сын Божий» – и в этом евреи обвинили Иисуса и решили, что он заслуживает смерти. Но евреи должны были понимать, что если человек просто заявит, что он «сын Божий», то на Пилата это не произведет никакого эффекта. Это не будет являться причиной того, чтобы вынести смертный приговор. Но обратите внимание: Иисус заявил, что он является и «Христом» и «Сыном Божьим». Другими словами, он заявлял, что он «помазанник, будущий «мессия», т.е. будущий царь Израиля. Но теперь давайте спросим: откуда Пилат узнал об этом? Если мы прочтем стих 19, мы узнаем, что когда Пилат «сидел на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Снова давайте зададимся вопросом, откуда она узнала, что Пилат судит праведника? Почему ей стал сниться Иисус, и ее это так обеспокоило, что она обратилась к своему мужу в тот момент, когда он должен был совершить суд?
Похоже, что первосвященники и старейшины уже встречались с Пилатом накануне вечером. Иначе вряд ли Пилат так быстро согласился бы судить человека, о котором ничего не знал. Видимо, еврейские лидеры пообщались ночью с Пилатом, возможно, это было в то самое время, когда на Иисуса напали старейшины и служители еврейского совета. Пилат стал понимать, что Иисуса обвиняют за его заявления о том, что он является еврейским мессией, царем Израиля. И когда Иисус предстал перед ним, то этот вопрос был поднят в первую очередь. И именно за это Иисус был приговорен к смерти, когда евреи сказали, что Пилат не будет другом кесарю, если отпустит Иисуса.
Так что же в данном случае служит для нас ободрением, братья и сестры? Я думаю, что ободрением для нас является отношение Иисуса ко всем ложным обвинениям, которые были выдвинуты против него. В 26:63 говорится, что он «молчал». Он никак не ответил на ложные обвинения, выдвинутые против него. Его молчание, наверное, больше всего злило тех, кто пытался его осудить: «Что же ничего не отвечаешь? Что они против тебя свидетельствуют?» (стих 62). Казалось, что их обвинения будут признаны безосновательными, пока Каиафа не попросил его поклясться словами: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Теперь Иисус мог ответить просто и прямо.
Давайте постоянно помнить и думать об этой замечательной жертве, которую принес за нас Иисус, чтобы простились наши грехи. Как много он сделал для нас! Давайте же будем благодарными и во всем угодными ему. Мы должны надеяться на то, что когда он вернется на землю, нам позволят править вместе с ним в Царстве в качестве царей и священников. Давайте же преломим хлеб и выпьем вино в память о совершенном человеке, который умер ужасной смертью за грехи всех нас.
Дэвид Вилли (25.12.2015г.)