Отрывки ежедневных чтений: Бытие 31, Псалом 34 и Матфей 20.
В сегодняшнем чтении, двадцатой главе Евангелия от Матфея, описываются события из жизни Иисуса, предшествующие его триумфальному въезду в Иерусалим. Мы приближаемся к окончанию служения Господа. Данная глава начинается с притч Иисуса о «Царстве Небесном». Иисус рисует замечательную картину – красочную, ясную, запоминающуюся и удивительно описанную всего несколькими словами.
В этом рассказе группа рабочих стоит на рынке ранним утром, ожидая прихода работодателей. Они наймут всего несколько человек, которым повезет, и предложат им работу на этот день. Эта сцена повторяется на протяжении веков, и есть еще места в мире, где подобная практика всё еще действует. Первые восемь стихов двадцатой главы из Евангелия от Матфея рассказывают именно об этом, без каких-либо отклонений, за исключением того, что у хозяина виноградника, кажется, возникли проблемы с получением достаточного количества рабочей силы, чтобы завершить запланированную работу. Он приходит снова и снова, раз за разом! Однако стихи 9 и 10 заставляют нас остановиться и задуматься. Люди, которых наняли первыми и которые проработали весь день, получили римскую монету – динарий (именно за такую плату они согласились работать); но столько же получают и те, кто работал только один последний час! Кто-нибудь слышал о таком?
Это очень странный способ ведения бизнеса. Люди, которые работали весь день, отказались бы сделать то же самое и на следующий день, в то время как те, кто работал всего один час, могут выйти на работу завтра в 17:00, надеясь на такую же щедрость. В наше время мы привыкли к понятию «почасовой тариф», когда вы получаете согласованную сумму за час, или же за «отрезок работы», где вам платят за количество изделий, которые изготовили, собрали или обработали. Эта система на сегодняшний день является нормой во всем мире. Она кажется обоснованной и признается «справедливой». Зачем же тогда Господь Иисус (ибо он – владелец виноградника в данной притче) изменил принцип оплаты для работников, принятых позже? Это, должно быть, показалось странным как его слушателям, так и нам. Но мы можем быть уверены, что у Иисуса есть для этого веские основания. Он подобрал абсолютно верные слова, потому что собирается извлечь духовные уроки из этой необычной ситуации.
В притче один из рабочих, отработавший «полный рабочий день», задает вопрос о справедливости полной дневной оплаты тем, кто работал мало. Он возмущен. Хозяин же говорит в ответ, что он щедрый человек, и имеет полное право делать так, как хочет, ведь это его собственные деньги. Это, конечно, верно, но не объясняет принятого им решения.
Так почему же Господь рассказал эту притчу? Во-первых, здесь прослеживается связь с предыдущей главой. Та же фраза повторяется в Евангелии от Матфея 19:30 и 20:16 – «…будут последние первыми, и первые последними». Между этими двумя главами должна быть какая-то связь. В главе 19 есть рассказ о богатом юноше. Иисус сравнивает то, как он пытается попасть в Царство, с тем, насколько тяжело верблюду протиснуться сквозь игольное ушко. Ученики заинтересовались, каким же образом хоть один человек может спастись. Пётр указал, что он и его товарищи отдали всё свое богатство, чтобы следовать за Иисусом. Он был сконцентрирован на том вознаграждении, которое они ожидали (Матфей 19:23-30). Господь действительно обещал апостолам великую награду – сидеть на двенадцати престолах и судить двенадцать колен Израилевых. Но там содержались важные уроки, возможность узнать об условиях, соблюдая которые можно получить эти награды. Итак, Иисус продолжил притчу о рабочих.
Мы часто говорим: «Нельзя получить что-нибудь, не сделав ничего» или «Бесплатный сыр – только в мышеловке», и в обычной человеческой жизни есть большая доля правды в этих высказываниях. Но когда речь идет о том, как наш Небесный Отец обращается со Своими детьми, эти изречения неверны. Смерть – это то, чего мы действительно заслуживаем. Но, будучи милосердным, Он предлагает нам жизнь, безвозмездно.
Осуждение – это то, чего мы заслуживаем, но однако нам предложена благодать. Евреи во времена Иисуса были убеждены, что они могли заслужить благословение Господне. В притче они представлены первой группой мужчин, которые будут наняты с самого начала. Они думали: «Если мы будем упорно работать, наши преданность и служение компенсируют наши плохие поступки». Они чувствовали, что Бог должен дать им награду, потому что они работали тяжело и многое отдали, служа Ему. Многие стихи Писаний ясно дают понять, что это несбыточные надежды. Мы не можем спасти себя сами. Если бы мы могли спасти себя своими добрыми делами, мы не нуждались бы в жертве Господа Иисуса. Но мы отчаянно нуждаемся в Нем.
Мы делаем всё возможное, чтобы угодить Богу, и стараемся всячески продемонстрировать нашу веру, но, в конце концов, именно «по благодати мы спасены» (Ефесянам 2:5-8); «благодать» – незаслуженная милость. Необычное поведение хозяина виноградника поразило нас тем, что наш Отец предлагает нам совершенно незаслуженный дар жизни в Господе Иисусе. Работник, трудившийся один час, должен был отдать всего себя этой работе, как и мы в вере, но его награда была гораздо больше, чем он ожидал.
Как это часто бывает, подтверждение этого учения можно найти не только в Новом Завете. Оно также встречается в Ветхом Завете. В главе 18 книги Иезекииля пророк говорит о мужах, которые отвратились от праведности, и тех, кто обратился от нечестия. В стихах 21-22 говорится: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал… будет жив, не умрет». Интересно, что в стихах 25-26 нам рассказывается о реакции людей на это сообщение Иезекииля. Это очень похоже на слова, что говорили работавшие в винограднике полный рабочий день: «Вы говорите – “неправ путь Господа!”». В этой главе книги Иезекииля нет упоминания о периодах времени. Здесь не говорится о том, что период «благости» должен превысить период «зла», прежде чем плохой человек будет считаться праведным. Человек, совершавший плохие поступки на протяжении всей своей жизни, может повернуться к праведности незадолго до конца своих дней (при условии его раскаяния, которое известно лишь Господу), и он также получит благословение Божие.
Отсюда их жалобы на то, что «неправ путь Господа»; они смотрят на всё «человеческим» взглядом, полагая, что грешники недостойны милости Божьей. Но лишь недостойный слуга будет жаловаться на тех, кто недавно обратился к Господу, будь то он или она, молодой это человек или старый. Мы должны всегда радоваться даже об одном кающемся грешнике.
Мы должны очень отчетливо, возможно, даже болезненно сознавать, что, если бы не жизнь, смерть и воскрешение Господа, которого мы вспоминаем в символах хлеба и вина, мы все были бы безвозвратно потеряны, – несмотря на то, какими хорошими казались мы себе в нашей жизни. Мы можем лишь сидеть в изумленной признательности за милость Отца, которую Он выразил в Своем Сыне, нашем Господе.
Это необычная притча, но ее ненормальности предупреждают нас о более глубоком ее значении. Как всегда, слова нашего Господа озадачивают нас, просвещают, обличают и, наконец, ободряют. Давайте же праздновать с радостью, что благодатью мы спасены.
Крис Брук (18.01.2015г.)