Отрывки ежедневных чтений: Числа 4, Притчи 1 и Лука 15.
В 15-й главе Евангелия от Луки Иисус рассказывает три связанные между собой притчи. Они связаны восстановлением «потерянных» вещей, вызывающих великую радость у Бога, Иисуса и ангелов. Целесообразно рассмотреть эти вещи, вспоминая жизнь, смерть и воскрешение Иисуса в символах хлеба и вина. Хотя притчи были изначально рассчитаны на то, чтобы подчеркнуть контраст между праведным путем покаяния и ужасным поведением книжников и фарисеев, в них также содержится множество инструкций для нашей жизни в Господе.
Первая история в стихах 4-7 рассказывает о пастухе, оставившем свое стадо (мы предполагаем, в безопасном месте, потому что хороший пастырь не может подвергнуть свое стадо риску), чтобы найти пропавшую овцу. Затем он несет обессиленную и беспомощную овцу домой в великой радости. Иисус тут же приравнивает данную ситуацию к возвращению кающегося грешника и радости Бога и ангелов на небесах. Это истинная природа нашего Небесного Отца, ищущего Своих людей, которые потеряны, и радующегося возвращению раскаявшегося странника. Как утешает и смиряет Божья благодать, из которой каждый из нас извлек пользу! Иисус изображен как Пастырь в книге Исаии 40:10-11, где говорится: «Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных». Появляется четкое понимание того, что в Иисусе Бог предоставил нам не только Пастыря, но также приготовил и благословение восстановления для тех, кто был потерян.
Далее в стихах 8-10 перед нашим взором возникает женщина, старательно подметающая пол своего дома в поисках монетки, и также весьма радуется, найдя ее. В этой притче содержится подтверждение того, что мы выучили о потерянных овцах – что воссоединение владельца с тем, что потеряно, приносит владельцу великую радость. Повторение данной мысли в Писании подчеркивает важность или, как сказано во 2 Коринфянам 13:1 – «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово». Из второй притчи можно извлечь больше уроков, чем из первой – о потерянной овечке. Во второй притче владельцем является женщина, возникает впечатление, что потерянная монетка является частью коллекции похожих монеток, а история эта происходит в «доме». Господь Иисус повторяет ясное послание великой радости о покаянии грешника в стихе 10, но можем ли мы почерпнуть возможные дополнительные уроки из различных мелких деталей описания? Женщина может смело символизировать невесту Христа, церковь. Тот факт, что женщина использовала свет, чтобы найти потерянную монетку, может представлять собой Иисуса, Свет мира (Иоанн 8:12). Кусок серебра был греческой драхмой, а исторические записи сообщают нам о том, что данная монета не использовалась в то время в качестве денег. Мы можем сделать вывод, что коллекция монет этой женщины могла быть ювелирным украшением, которое она носила, и которое было неполным без десятой части. Усердие, с которым женщина ищет эту монетку, подчеркивает ее значение. Из этого мы узнаем, что нам необходимо радоваться, когда наш потерянный брат или сестра возвращается к нашему Небесному Отцу. Эти две притчи рассказывают нам, как наш Отец, Иисус и ангелы реагируют, когда потерянный грешник возвращается.
Третья притча необходима для того, чтобы осознать важный аспект восстановления, а именно, осознание грешником, что его действия были плохими, и что он должен молить Бога о прощении. В конце концов, монетка не знает о том, что она была потеряна, и овечка, несмотря на то, что может понять, что она потерялась, не осознает того, что сделала что-то не так. Поэтому в третьей притче мы видим сына, способного на понимание необходимости покаяния, которое является ключом к открытию благодати и милости Отца. Молодой человек, отделившись от своего отца, научился мудрости и смирению, и теперь возвращается домой. Возможно, Иисус был вдохновлен, выбрав тему Своей истории из Притч 29:3 – «Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение». Книга Притч была написала, чтобы даровать «юноше – знание и рассудительность», и тогда «разумный найдет мудрые советы» (1:4-5), чтобы уберечься от «чужой жены», ибо «ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней» (5:5). Эта книга может направить его прямо в объятья мудрости, которая есть «древо жизни для тех, которые приобретают ее» (3:18).
Первыми словами блудного сына в Евангелии от Луки 15:12 являются: «Отче! дай мне», и они отражают его мирское отношение и желания. С этим богатством, данным ему, он уезжает из дома своего отца в дальнюю страну, находящуюся далеко как географически, так и в духовном плане. Он бездумно тратит свои деньги и становится настолько беден, что берет на себя работу кормления свиней, а также становится настолько голоден, что у него возникает искушение съесть их еду. Однако, благодаря его опыту, в нем зарождается мудрость в стихе 17: «Придя же в себя…». Обратите внимание, что его отец не последовал за ним в далекую страну. Временами наш Небесный Отец позволяет нам поступать своевольно, чтобы преподать нам духовный урок. Младший сын также показал истинное понимание серьезности греха. Любой грех, включает он других людей или нет, прежде всего является грехом против Бога, как сказано в стихе 18: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою». Именно грех заставляет нас чувствовать себя не в состоянии быть детьми Божьими. В стихе 19 этот сын говорит, что он «уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Обратите внимание на смену его взглядов с «дай мне» на «прими меня»! Теперь он уже отдает себя воле отца, не требуя более, чтобы всё было так, как хочет он. Это замечательная инструкция для нас, и она отражает разум Иисуса, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Филиппийцам 2:7).
Сын едет домой, чтобы признаться в грехах и попросить прощения. Стремление отца простить его видно немедленно – увидев сына издалека, он побежал ему навстречу. Отец едва позволяет своему сыну сделать признание, как тут же повелевает принести ему одежду и устроить пир, чтобы отпраздновать, что его сын «ожил» (стих 24). Мы помним, что с тем же рвением наш Небесный Отец принял каждого из нас, через спасительную работу Иисуса. «Лучшая одежда» символизирует святость. Подобное слово использовано для белых одежд юноши, увиденного в гробнице Иисуса (Марк 16:5), а также старцев и запечатленных в книге Откровение 7:13-14, чьи одежды были отбелены кровью Агнца. Оно также используется для описания одежд книжников, «которые любят ходить в длинных одеждах» (Лука 20:46), создавая видимость святости. Мы замечаем в этой притче, что лучшая одежда была уже приготовлена в доме для младшего сына (Лука 15:22). Подобным образом, спасение святых было запланировано и приготовлено с самого начала милостивым и любящим Отцом. Наше воспоминание Иисуса посредством хлеба и вина напоминает нам о том, что Бог даровал Спасителя, жертва Которого удалила грех, являющийся препятствием на пути к Божьей благодати. Подобно блудному сыну, когда мы обращаемся к Отцу, Он приглашает нас в Свой дом. Послание Римлянам 5:8 подтверждает, что Бог заранее запланировал даровать нам: «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», чтобы привести нас «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Петра 1:4).
Мы не приняли во внимание конечный результат для старшего брата. Притча не рассказывает нам, какова была его реакция на заявление отца в стихе 32. Что мы знаем – так это то, что книжники и фарисеи (символизируемые старшим сыном) остались равнодушны к обещанию в стихе 31: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое». К несчастью для них, они никогда полностью не посвятили себя воле Отца.
Давайте завершим эту проповедь великой благодарностью нашему Небесному Отцу за Его приготовление для детей, которые покоряются Его воле. Мы с нетерпением ждем того дня, когда услышим милостивые слова Его Сына: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матфей 25:34).
Чарльз Поупл (23.03.2014г.)