Отрывки ежедневных чтений: 3 Царств 20, Иеремия 47, 1 Коринфянам 6.
Два дня назад, читая третью порцию наших ежедневных чтений, мы столкнулись с такими словами в Первом Послании Коринфянам, 2:16: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». И вновь, уже в Послании Филиппийцам, 2:5, апостол Павел пишет: «Ибо в вас должны быть те же чувствования [«тот же ум» – KJV], какие и во Христе Иисусе». Иисус Христос был очень особым человеком среди всех людей, ибо он являлся одновременно Сыном Божьим и Сыном Человеческим, и эти его уникальные качества можно видеть уже в том, как он чудесным образом был зачат Марией, на которую сошел Святой Дух. В Луке 1:35 нам говорится о вдохновенных словах, произнесенных Марии ангелом Божьим: «Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Нам не сообщаются подробности того как именно всё это было осуществлено Богом, однако мы знаем главное – это было и это произошло в реальности. Обо всем этом предрекали и ветхозаветные пророки, и псалмопевец, так что, согласно их свидетельству, Сын Марии разделил с нами нашу смертную человеческую природу.
Мы имеем лишь несколько упоминаний о ранних годах жизни нашего Господа. Лишь одна из историй его детства рассказана более-менее подробно, и она повествует о том как семья Иисуса отправилась в Иерусалим для поклонения Богу, и как он случайно был оставлен в городе родителями на обратном пути домой. Спохватившись, родители стали искать его повсюду и, в итоге, вернулись в Иерусалим, а когда он был найден в храме беседующим с учителями Закона и старейшинами Израиля, то его мать спросила его, отчего он так повел себя. На это Иисус ответил (Лук. 2:49): «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Для двенадцатилетнего мальчика такой ответ был исключительно зрелым с духовной точки зрения, и благодаря этому ответу становится ясно, что он уже начал понимать Божий замысел о себе и о своей жизни. Наставления Марии и Иосифа о
Небесном Отце Иисуса тоже должны были оказать решающую роль на его понимание всего вопроса. То же самое можно сказать о всех детях, которые находятся под нашим попечительством: чрезвычайно важно учить их о Боге и знакомить их с Библией с самого раннего детства (см. Втор. 11:18,19).
Таким образом, уже с ранних лет жизни Иисус пребывал в тесном общении со своим Небесным Отцом, что и было предсказано Исайей в его книге, гл. 50:4,5. О тесной связи между Отцом и Его Сыном пророк говорит в этом отрывке следующими словами: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад». Посему мы легко можем представить Иисуса, молящегося своему Отцу и понимающего, что каждый новый день его жизни приближает его смерть на кресте, однако при этом он каждый из этих дней посвящал тому, чтобы еще больше познавать Божий замысел о себе.
Подобно каждому из нас, Иисус, по мере своего роста и взросления, прошел через детство, отрочество и через жизнь взрослого человека, и как и мы он испытывал и радости жизни, и ее огорчения, и смех, и слезы. Искушения, которые он вне всякого сомнения встречал на своем пути, были теми же самыми, что выпадают и на долю каждого из нас, однако в отличие от нас он находил в себе силы, и волю, и веру с тем, чтобы противостоять им всем и не согрешать никогда и ни в чём (Евр. 4:15). За годы жизни у Иисуса сложились очень тесные взаимоотношения с его Отцом, так что в результате его разум стал точным отражением разума и воли Отца. Именно по этой причине он теперь мог произнести свою знаменитую фразу в Иоан. 10:30 — «Я и Отец – одно». Это означало, что и он, и его Отец были совершенно едины в их общих целях.
Но для достижения такого единства требовалось длительное время, необходимое для развития духовного разума и для приготовления Иисуса к предстоящему служению. Прежде чем начать это служение, он провел тридцать лет в Назарете среди людей, живших своей повседневной жизнью. За это время у него было много возможностей для того, чтобы понять и уяснить себе всю слабость человеческой природы и всю обольстительную силу греха. Его понимание этих жизненно важных вопросов было настолько глубоким и исчерпывающим, что Иоанну стало возможно сказать во второй главе своего Евангелия, ст. 25: «… [Иисус] не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке».
Иисус со всем надлежащим терпением развивал и взращивал в себе Божий ум, который должен был подготовить его к распятию. Несмотря на то что он был единого духа с Богом, трудности и испытания, перенесенные им в его земные годы, в значительной степени превосходили всё, что мы когда-либо испытывали в своей собственной жизни. Есть нечто изумительное и непостижимое в святости и красоте разума Иисуса, и мы, хоть и прикладываем немалые к тому усилия, всё равно оказываемся неспособными выразить словами все наши глубочайшие чувства и свою любовь Сыну Божьему. Настолько чистым был его ум и его помыслы, что он гораздо лучше представлял себе опасность и обольщение греха, нежели понимаем всё это мы. Посему, он был гораздо более чувствителен к искушениям и испытаниям, и он переживал их воздействие намного сильнее и болезненнее, чем мы способны себе представить. Духовная борьба в Гефсеманском саду показывает это нам со всей наглядностью. В Евангелии от Луки 22:44 говорится: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». В моменты своего собственного искушения или испытания мы столь часто проявляем и выказываем слабость, мы теряем бдительность, нас одолевает гордость и, в итоге, мы согрешаем. Но не так Господь Иисус! Он был непреклонен и имел единый разум со своим Отцом.
Таким образом, Иисус вне всякого сомнения «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И мы, собираясь сегодня в очередной раз вспомнить его символами хлеба и вина, должны быть глубоко благодарны за всё это. Каждый из нас, принимая участие в трапезе Господней, должен задать себе несколько вопросов, таких, например, как: «Ощущаю ли я близость к Господу Иисусу?»; «Помню ли я о его спасительной любви и милости каждый день своей жизни?»; «Испытываю ли я радость от своего ежедневного общения с Богом посредством чтения Его Святого Слова?»; «Могу ли я сказать, что день ото дня я возрастаю духовно?» Если ответом на какой-либо из этих вопросов будет слово «нет», то у нас есть возможность постараться изменить такое положение дел, причем возможность эта дается нам СЕЙЧАС!
Размышляя о последней вечере, которую Иисус совершил со своими учениками, мы вспоминаем то, как он принялся омывать им ноги (Иоан. 13:1-5). Вообразите себе эту сцену и то внутреннее бремя, которое Иисус имел в себе, зная, какая именно смерть вскоре ожидала его. В будущем ему надлежало стать Царем всего мира, но несмотря на это он выказал невероятное смирение в тот момент, когда взял полотенце и, обернув его вокруг чресел, склонился с тем, чтобы омыть ноги своим ученикам. Обратим особое внимание на слова Иисуса, запечатленные в этой же главе, ст. 13,14: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Этот поступок Господа дает нам замечательную возможность заглянуть в его характер, равно как и пример, которому мы должны следовать. Господь Иисус снизошел до положения слуги, и показал нам, что хоть омытие чужих ног и является деянием презренным и низким в глазах людей, но если мы, как и он, будем совершать подобные дела с готовностью и радостью, то в этом случае мы угодим и ему, и его Отцу (Ефес. 6:5-8).
Несмотря на то что Иисусу вскоре надлежало принять тяжкую смерть, он уделяет время тому, чтобы воодушевить и ободрить своих учеников (включая и нас с вами) в Иоан. 15:14,15: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями…» Быть другом Иисуса – эта великая честь и привилегия! Такая дружба должна цениться нами превыше всего остального, ибо хоть мы и являемся его служителями, но нам также частично открыто то, что он уготовал всем, кто любит его и благоговеет перед ним (1Кор. 2:9).
Говоря о друзьях, мне вспоминается фраза о настоящей дружбе, которую я когда-то прочитал в своей жизни: «Спокойствие и утешение, непередаваемое словами утешение и ощущение полной безопасности рядом с человеком, так что не нужно взвешивать мысли и отмерять слова, но можно говорить всё о чем думаешь, не отделяя мякину от зерен и пребывая в полной уверенности, что надежная рука примет и просеет их должным образом, и сохранит то, что должно быть сохранено, в то время как дыхание добра и милости унесет всё остальное прочь».
Возможно, вы именно так ощущаете себя сегодня, вспоминая своего совершенно особого друга Иисуса. Я желаю вам испытать ощущение уверенности и полной безопасности рядом с ним, почувствовать отсутствие необходимости взвешивать свои мысли и тщательно подбирать слова, но вместо этого изливать их подобно не отделенным друг от друга мякине и зернам. Мы знаем, что сей человек, исшедший из Назарета, Сын Божий, доверительно примет и просеет их, и оставит и сохранит то, что нужно сохранить, в то время как его дыхание любви и доброты унесет наши грехи в безвозвратную даль.
Господь Иисус Христос есть наш истинный друг, который не стыдится называть нас своими братьями и сестрами (Евр. 2:9-12), ибо он познал нас такими, какие мы есть. Павел передает эту мысль в Филип. 3:10, говоря, что нам должно «…познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его». Пусть у нас появится сегодня ощущение того, что мы познали его еще немного лучше, еще более глубоко, и чтобы всеми силами мы стремились приобрести и иметь в себе «тот же ум, что был и во Христе Иисусе» (Филип. 2:5 – KJV).
Кен Сандерс (25.08.2013г.)