Отрывки ежедневных чтений: 1 Царств 28, Иеремия 4 и Матфей 15.
История о том, как Саул отправился к колдунье в Аэндор за советом, довольна печальна. На этом примере можно изучать человеческую слабость, нашу способность ко греху и конечное наказание смертью.
Мы знакомимся с Саулом во времена, когда Израиль страстно желал освобождения от их врагов, филистимлян. Израильтяне не понимали, что именно их грехи привели к тому, что Бог наслал на них эту беду и подчинил могущественным филистимлянам. Они также не понимали и то, что Бог, пусть Он и невидим, желал и был готов спасти их от притеснителя, если бы они раскаялись. Однако Израиль захотел уподобиться близлежащим народам: они стали просить царя, кого бы они могли видеть, кто был бы высоким и красивым, кто бы вел их в битву и победил филистимлян. Бог дал Израилю то, что он хотел, хоть и запрос их был глупым (посм. 1 Цар. 8:19-22). Этот пример хорошо показывает то, как Бог работает и с нами. Зачастую Он дает нам то, чего мы просим; этот урок приподносит и Псалом 80:13,14. Огромная польза заключается в том состоянии, когда человек доволен всем тем, что имеет (1 Тим. 6:6-10). Мы должны быть довольны тем, что у нас есть в нашей жизни, а этот случай с Саулом должен заставить нас задуматься над тем, чего мы желаем.
Итак, Израиль получил своего царя, и какое впечатление производил этот высокий, статный мужчина (1 Цар. 10:23)! Однако было что-то в характере Саула, что как раз нужно было Богу для исполнения Его замысла в отношении Израиля. Возможно, это наилучшим образом продемонстрировано в его первом знакомстве с Самуилом. Посмотрите, каким необычным способом Саул добрался к Самуилу в 1 Цар. 9 – через поиски потерянных ослов.
В этой истории можно увидеть намеки на его характер. В самом Писании осел зачастую символизирует суету человеческой природы. Иов в 11:12 говорит: «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку». Саул просто не знал, что именно Бог его вел. Он даже не знал о том, что Самуил был величайшим пророком и судьей в те времена, о чем знал весь народ (1 Цар. 9:18-19). Только от слуги Саул узнал о Самуиле, и когда узнал, тут же решил, что человеку Божьему нужно материальное вознаграждение (6-8 ст.)! Подтверждение о его слабом характере можно найти в 10:9-13. Здесь Саул встречается с группой пророков и невольно становится сам пророком. Внезапно на него снисходит Божий дух и он начинает пророчествовать. И этот случай приводит в полное изумление тех людей, которые хорошо знали, что Саул никогда не был верующим человеком; он никогда особо не интересовался Божьими пророками. Поэтому люди стали говорить: «неужели и Саул во пророках?»
Бог избрал самого подходящего человека для осуществления Своего замысла. Саул был приятной наружности, стройный, сильный и очень высокий, но в то же время он был слабым и глупым, простодушным, но не набожным. Прошло совсем немного времени, как качества Саула показались в его делах.
Саул вдохновил весь народ и привел их к победе, когда нечестивый царь Наас стал угрожать Израилю и осадил город Иавис Галаадский. Наас запугивал народ рабством и издевательствами; старейшины Иависа тут же обратились за помощью к Саулу (1 Цар. 11:1-5). Это очень удивительное происшествие, так как в прошлом Иавис Галаадский сильно пострадал, отказавшись помочь своим собратьям в других коленах (Суд. 21:5-11). Народ Иависа Галаадского хорошо уяснил урок из болезненного прошлого и узнал ценность обоюдной помощи. Они упросили Саула помочь и не разочаровались в этом. И они не забыли о том, что сделал для них Саул, ведь именно жители Иависа подвергли свою жизнь смертельной опасности, пытаясь захоронить Саула и его сыновей (1 Цар. 31:11-13).
Итак, Саул пришел и спас Иавис Галаадский. Он рассек волов на части и совершил клятву, обязывающую израильтянам помочь жителям Иависа. Саул проигнорировал урок из прошлого, когда именно из-за клятвы жители Иависа Галаадского были умерщвлены их собратьями. Далее, по жизни Саул делал несколько клятв, которые казались неразумными. Например, по одной из его клятв его сын Ионафан был достоин смерти (1 Цар. 14:24-45). Но давайте вернемся к нашему первому событию: тут Саул, собрав армию, решительно направился в Иавис, победил Нааса и спас город. В этом событии мы видим Саула как сильного военного лидера. В чем-то он был хорошим вождем народа – например, в этом случае он простил и пощадил восстающих против него (1 Цар. 11:12-13).
После этого мнение о Сауле сильно изменилось в лучшую сторону, и в первый год своего правления Саул учредил армию и стал давать отпор филистимскому игу. В 1 Цар. 13 он собрал народ в Галгале, чтобы сразиться с захватчиками. Там же он ожидал Самуила. Он ждал, ждал, а Самуил все не приходил, и когда люди стали разбегаться от него, он решил взять дело в свои руки (8-9 стихи). Он лично начал приносить жертвы, а это запрещалось любому, если он не был из колена Левиина. Было очевидно, что он просто не понимал то, что нужно повиноваться Божьему закону. Сразу же после того как Саул совершил жертвоприношения, пришел Самуил. Повиновение Саула тогда испытывалось и оказалось, что его вовсе нет. Самуил открыл Саулу то, как накажет Господь его за это (13-14 стихи).
Бог решил испытать Саула на повиновение во второй раз. Он вновь не прошел испытание. В 1 Цар. 15 ему было сказано, чтобы он полностью уничтожил племя Амалика и весь его скот. Да, он пошел войной на племя Амалика и победил его, однако, кажется, что его сердце было очень далеко от повиновения Божьим повелениям. Он взял себе добычу и даже взял в плен царя амаликского. Когда ему пришлось отвечать за свои действия, он попытался сбросить вину на народ – 17-23 стихи. Самуил во второй раз осудил Саула (22-23 ст.) за несоблюдение Божьих заповедей.
В этих историях хорошо видна человеческая натура. Она мятежна и полна заблуждений. Довольно легко покачать головой и сказать: «Как же я рад, что я не такой, как Саул!» Но именно жизнь Саула иллюстрирует человеческую природу и показывает, как в каждом человеке сидит дух беззакония. Это называется «законом греха», которому мы часто подчиняемся.
На протяжении всей оставшейся жизни Саул предстает как человек, постоянно колеблющийся между добром и злом. Саул был человеком настроения или языком Библии – «на него находил злой дух». Иногда на него находило плохое настроение и в голове кружились лишь завись и мысли об убийстве, особенно в отношении Давида. В другое время он приходил в себя и раскаивался. Он осознавал, что несправедливо преследовал Давида и искренне раскаивался в этом. Возможно, в характере Саула мы можем увидеть и наше непостоянство. Апостол Павел хорошо описывает это состояние в Римл. 7:14-24 – бывают времена, когда мы хотим сделать что-то доброе, но зло постоянно сидит в нас.
Библия является откровением свыше. Она раскрывает нам характер Бога – Его любовь, Его мудрость, Его милость и Его истину. В то же время Библия является и откровением о грешной человеческой природе. Именно благодаря библейским повествованиям о грехах других людей мы встаем лицом к лицу с нашими собственными слабостями и грехами.
К сожалению, Саул проиграл битву, он не научился контролировать побуждения своей плоти. Чуть позже вновь разразилась война с филистимлянами. Но в этот раз у него не было священника, который мог бы ему помочь. Самуил был мертв, а остальных священников Божьих он уничтожил. Единственные священники, оставшиеся в живых, были те, кто убежал с Давидом, и Саул теперь лицом к лицу столкнулся с реальностью – Бог покинул его. Еще раньше, когда он совершал добрые дела, он как-то уничтожил всех гадателей и колдунов в Израиле (1 Цар. 28:3), но сейчас он отчаянно искал хотя бы одного колдуна, который, возможно, в свое время уцелел. Пока он шел по длинной и опасной дороге в Аэндор под покровом ночи, он с каждым шагом все лучше осознавал, что вызывание духов – против Божьего закона. Вместо того чтобы всецело раскаяться пред Богом и принять Божье наказание, он отправился в этот одинокий путь к Аэндору. В 16-19 стихах говорится, что именно там он получил свое последнее осуждение от Бога. Не следует идти по этой темной, одинокой дороге к Аэндору и нам с вами. Вместо этого мы должны избрать другой путь – путь к дереву жизни. Перед нами есть лучший образец, которому можно следовать, — это Господь Иисус, который разделил с нами бремя человеческой природы и «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22). Чрез символы хлеба и вина, вспоминая о жертве Христа, мы получаем прощение наших грехов и надежду на уничтожение нашей смертной жизни. Мы не одиноки; у нас есть первосвященник, который всегда ходатайствует за нас согласно воле Божьей (Евр. 7:25).
Дэвид Блэкок (14.07.2013г.)